ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ — вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по рельсовым путям в вагонах с помощью локомотивной тяги. Железнодорожный транспорт возник во 2-й четверти 19 в. в связи с развитием крупной промышленности.
   В 1825 г. в Англии введена в действие первая железная дорога общего назначения «Стоктон — Дарлингтон» протяженностью 21 км, по которой вагоны передвигались с помощью локомотива на паровой тяге — паровоза.
   В 1837 г. построена и открыта для движения первая Российская железная дорога общего назначения между Петербургом и Павловском, протяжённостью 27 км.
   В 1851 г. заработала железная дорога большого протяжения «Петербург — Москва» (около 650 км).
   В 1864 г. начато строительство железной дороги «Москва — Курск».
   В сентября 1868 г. дорога введена в эксплуатацию. Строительство железной дороги осуществлялось под руководством инженера В. С. Семичева. Протяженность её составляла 502,25 версты (536,8 км). Примечательно, первый поезд на Москву пустили "...для Высочайшаго проезда Императора Александра II. Государь возвращался из Крыма, вечеромъ 30 сентября проследовалъ по Херсонской и Московской улицамъ Курска и подъехалъ къ временному вокзалу. Въ половине восьмого часа вечера Государь селъ въ вагонъ и поездъ направился въ Москву".
   25 апреля 1869 г. открыто движение от Курска до Белгорода.
   В июле 1869 г. — до Харькова.
   24 декабря 1866 г. основано акционерное «Общество Курско-Киевской ж.-д.» (с мая 1891 — «Общество Киево-Воронежской ж. д.»), которое занималось строительством железных дорог на территории Курской губернии.
   13 апреля 1891 г. Кабинетом Министров России принято решение о продолжении строительства Курско-Киевской железной дороги от Курска до Воронежа. В соответствии с этим решением Обществом Киево-Воронежской ж. д. построена и в июне 1893 г. вступила в строй железная дорога «Курск — Кшень», а 14 июля 1894 г. — «Кшень — Воронеж».
   В 1895 г. открылось движение по железной дороге «Курск — Льгов», протянувшейся впоследствии на Украину до Киева.

   В 2004 г. сеть железных дорог Курской области представлена:
   четырьмя железнодорожными магистралями, пересекающими Курскую область с севера на юг,
   - «Москва — Курск — Харьков» (по территории Курской области — от ст. Поныри до ст. Ржава, 146 км),
   - «Санкт-Петербург — Арбузово — Льгов — Харьков» (по территории Курской области — от ст. Дерюгино до ст. Рулитино, 190 км),
   - «Москва — Касторная — Луганск» (по территории Курской области — от ст. Прокуророво до ст. Роговое, 70 км),
   - «Орша — Унеча — Ворожба» (по территории Курской области — от ст. Локоть до ст. Теткино, 64 км);
   магистралью, пересекающей Курскую область с запада на восток,
   - «Киев — Льгов — Курск — Касторная — Воронеж» (по территории Курской области — от ст. Глушково до ст. Благодатенский, около 350 км),
   магистралью,
   - «Орел — Арбузово — Льгов» (по территории Курской области — от ст. Курбакинская до ст. Льгов, 122 км).
   По густоте железных дорог (в км. на 1000 км2. площади) Курская область занимает одно из первых мест в России.
   Сообщение Курска - Москва осуществляет фирменный поезд "Соловей".

   Вплоть до середины XX в. основным видом локомотивов железнодорожного транспорта являлись паровозы.
   В 1950-е гг. их стали заменять на тепловозы и электровозы.
   В 1959 г. электрифицирован участок Московской железной дороги от Орла до Курска.
   В 1960 г. — участок Южной железной дороги (ныне Юго-Восточной) от Курска до Белгорода.

   В настоящее время паровозы сохранились как памятники техники. Паровоз серии ФД «Феликс Дзержинский», установленный в 1982 г. в «Музее железнодорожного транспорта» на Рижском вокзале Москвы, принадлежал локомотивному депо ж.д. ст. Льгов Курской области. Возле локомотивного депо ст. Курск, на постамент установлен паровоз серии ЭУ.

   В 2014 г. модернизированы пути на участке Москва — Курск — Белгород для организации скоростного движения (160—200 км/ч) между Москвой и черноморскими курортами. На линии Москва - Курск стал курсировать скоростной поезд "Ласточка".

На главную страницу