ЗДАНИЯ КУЛЬТОВЫЕ — здания, предназначенные для выполнения ритуалов различных религиозных культов.
   Возникли в различных государствах мира в эпоху ранних рабовладельческих обществ в связи с выделением в отдельное гражданское сословие служителей религиозных культов.
   С учетом религиозных особенностей и исторических условий здания культовые существенно различаются по своей архитектуре.
    Христианство, зародившееся на фундаменте иудаизма, восприняло иудаистский архитектурный стиль построения культовых зданий в виде центральнокупольных и базиликальных храмов, посвященных богу-духу.
   Дальнейшее развитие христианства обусловило появление крестово-купольных храмов, посвященных богу-духу, богу-отцу и богу-сыну.
   Произошедшее в 1054 г. разделение христианства на православие (с центром в Византии) и католицизм (с центром в Риме) разделило и архитектурные стили строительства культовых зданий.
   Православие, с момента своего появления в древнерусском государстве, сохранило и своеобразно со славянским колоритом развило на Руси византийский архитектурный стиль.
   Католицизм, учитывая географию своего распространения в зоне обильных атмосферных осадков, породил особый, т. н. готический стиль своих храмов, характерный островерхими крышами и узкими стрельчатыми окнами.
   В Древнерусском государстве, как правило, возводились бревенчатые православные храмы (церкви).
   Первая известная каменная церковь на Руси — т. н. Десятинная церковь, возведена в Киеве в X в.
   Первая каменная церковь в Курске — Верхне-Троицкая, датируется второй половиной XVII в. Ее строительство завершили в 1695 г. Церковь сохранилась до настоящего времени и находится на ул. Горького во дворе дома № 13.
   В 1917 г. в Курской губернии сущесвовало 418 различных храмов (церквей, соборов).
   К 1996 г. в Курской области сохранилось едва ли две сотни храмов, из которых на долю Курска приходится 18.
   Наиболее значительными с точки зрения архитектурной ценности храмами Курской области являются: Сергиево-Казанский кафедральный собор, построенный в Курске в период с 1762 по 1778 по чертежам В. В. Растрелли, собор Иконы Божией Матери при Знаменском монастыре Курска (см. илл. к статье Знаменский монастырь), построенный в 1816-1826 гг. по проекту архитектоpa А. И. Мельникова, и ряд др.
   На фоне православных храмов, характерных своей пышной архитектурой, гораздо более скромными выглядят церкви и молельные дома православных сект Курска — старообрядцев (церковь Успения Божией Матери, построена в 1812, на ул. Антокольского, 12) и евангельских христиан-баптистов (церковь «Благодать», построена и освящена в 22 ноября 1992 г., на ул. Асеева, 31/12).
   Кроме христианских православных церквей в Курске построен католический костел Успения Пресвятой Богородицы (ул. Марата, 31) и христианская лютеранская кирха мучеников Петра и Павла (ул. Ленина, 25).
   Костел построила бельгийско-польская строительная компания (1892–1896) на средства, завещанные дворянкой Малоархангельского уезда Орловской губернии М. И. Рудзиевской, художника К. С. Малевича и на собственные средства ксендза Г. Мотузза.
   23 июля 1892 гг. освящен и числился в числе действующих до 1938 г.
   Костёл выполнен в стиле классической поздней готики, с двумя башнями-шпилями, имел 27 позолоченных крестов, расположенных на портале и по бокам храма; был богато украшен мозаикой.
   В дальнейшем в этом здании находился антирелигиозный музей, склад, концертный зал, дом культуры.
   31 августа 1997 произошло второе открытие костела в присутствии епископов из Москвы и немецкого города-побратима Шпайера.
   Следует отметить, что католический костел Успения Пресвятой Богородицы в настоящее время (2019) — единственное католическое культовое здание в Черноземье.
   Лютеранская кирха построена в 1895 г. за счет верующих-лютеран, проживавших в Курске, и представляла собой здание в строго выдержанном готическом стиле.
   У входа в кирху установлены скульптурные фигуры апостолов Петра и Павла, изготовленные в Риге академиком Фольцем, а в алтаре — скульптурное изображение Христа, выполненное в Дюссельдорфе.
   Орган для кирхи изготовили в чешском городе Крнове.
   В кирхе проходили службы до 1920 г.
   В 1924 г. в ней открыли клуб.
   В настоящее время (1996) фасад кирхи полностью перестроен, в её здании размещается областная прокуратура.
   До 1928 г. второй по величине религиозной конфессией в Курской губернии после христианства был иудаизм.
   Молельные дома иудаистов — синагоги (от греч. — собрание) — появились со времен расселения евреев из Израиля и др. стран компактного проживания, т. е. являлись молельными домами диаспоры.
   Синагоги строились (и до настоящего времени строятся) в качестве временных молельных домов взамен иерусалимского храма Соломона, разрушенного по приказу вавилонского царя Навуходоносора II в 586 г. до н. э. По этой причине синагоги не имеют канонических внешних архитектурных решений. Канонический характер в синагогах имеет только интерьер.
   Современные синагоги в плане представляют собой базилики, в центре которых помещается апсида со шкафом святости, в котором хранятся свитки Торы, символизирующие вездесущность Бога-духа.
   Отсутствие каких-либо традиционных и специфических форм и архитектурных стилей синагог в странах проживания еврейской диаспоры обусловлено еще и тем, что для них чаще всего арендовались случайные жилые или общественные здания. Так, для первой синагоги в Курске, которую открыли в 1895 г., арендован дом купца В. Д. Бабурина по ул. Луговой (ныне дом принадлежит заводу «Ремводтехника»), вторая синагога Курска, (открыта в 1900), размещалась в доме купца Желудева по ул. Сосновской, а третья (1909) — в частном доме по ул. Шоссейной (ныне — Интернациональная).
   В 1946 г. верующие евреи, получив впервые после 1933 г. разрешение на открытие синагоги, приобрели в складчину пустующий одноэтажный жилой дом № 3 на ул. Большевиков, а с середины 1990-х в качестве синагоги используется несколько комнат Курского информационно-культурного центра «Еврейский Дом — Хасэд Барух» по ул. Советской, дом № 18.

    Ш. Р. Гойзман

На главную страницу