ВОКЗАЛ [от англ. Vauxhall] — здание или комплекс зданий, для обслуживания пассажиров, пользующихся путями сообщения (ж.-д., водными, воздушными, автомобильными), и для административно-служебных целей.
   В XVIII–XIX вв. вокзалами именовались публичные увеселительные заведения. Всё началось с названия общественного, увеселительного сада в одноимённом пригороде Лондона.
   В русском языке слово «Вокзал» появилось благодаря Павловскому вокзалу (близ Петербурга), служившему одновременно, и увеселительным местом, и первой в России ж.-д. станцией.
   Ж.-д. вокзалы неотъемлемые объекты железно-дорожного транспорта, обслуживают пассажиров дальнего следования и пригородного сообщения. В больших городах пригородные вокзалы часто отдельные здания при основных вокзалах для поездов дальнего следования. Размеры вокзала определяются расчетным количеством пассажиров, для которого он предназначается. Здания вокзалов отличаются архитектурным обликом. Архитектура вокзалов Российской империи имела особенность, давать представление о местности куда шла железная дорога. Чаще всего это здание 1 – 3 этажа с большой протяженностью фасада, соизмеримой с длиной пассажирского состава; центральная часть иногда делается более высокой, в некоторых случаях завершается башней (Казанский ж.-д. вокзал в Москве, арх. А. В. Щусев; Химкинский речной вокзал в Москве, арх. A. M. Pyxлядев, и др.). Как правило, располагаются вокзалы, на больших площадях. Здания речных и морских вокзалов сооружаются на берегу и доминируют в застройке набережной.
   Обычно на вокзалах имеются: билетные кассы, камеры хранения, залы ожидания, медицинские пункты и охраны общественного порядка, заведения общественного питания (буфеты, рестораны), комнаты отдыха, общественные туалеты. Пограничные ж.д. станции и аэропорты, осуществляющие международные рейсы, имеют пункты таможенного досмотра.
   У зданий, ж.д. и авто. вокзалов располагаются перроны (платформы) для посадки пассажиров в поезда или автобусы.
   Здания аэровокзалов располагаются у взлётно-посадочных полос аэродромов.

   В Курской области построены и действуют вокзалы ж.-д. станций Курск, Поныри, Солнцево, Сараевка, Ржава, Дмитриев, Арбузово, Суджа, Железногорск, Касторная, Мармыжи, Щигры, Охочевка, Льгов-Киевский (сентябрь 1956) и Коренево, а также автовокзалы в Курске и Железногорске.
   С точки зрения архитектурных достоинств в Курской области выделяются, Курский железнодорожный вокзал и вокзал ст. Поныри. Автовокзалы Курска и Железногорска строились по типовым архитектурными проектам. Здание Курского аэровокзала так же ничем не примечательно.
   До конца 1950-х гг. на основном перроне ж. д. вокзалов располагались объекты питьевого водоснабжения для пассажиров — кубовые. Строения кубовых до сих пор сохранились на перроне Курского вокзала.

На главную страницу