ЦИРК (от лат. circus — круг) —
   1) Род искусства, в котором артисты перед зрителями преодолевают, казалось бы, непреодолимые препятствия, поэтизируют физический труд, отвагу и изобретательность, создавая обобщенный художественный образ человека. Этот образ раскрывается преимущественно при помощи специфических цирковых упражнений — трюков. Комбинация трюков, перемежаемая др. актерскими действиями, составляет номер — отдельное законченное произведение циркового искусства, а сочетание нескольких разнохарактерных (разножанровых) номеров — представление.
   Свидетельства о первом цирке на Руси запечатлены на фресках XI в. в Софиевском соборе в Киеве. На этих фресках изображен амфитеатр, где идет представление с участием кулачных бойцов, музыкантов, эквилибристов с шестом.
   Искусство цирка в России восходит к скоморохам, ходившим по стране с прирученными медведями. Известно, что в 1619 г. при дворе царя Михаила Федоровича выступал рязанец Григорий Иванов с прирученным львом. Начиная со 2-й половины XVIII в. в России постоянно выступали гастролирующие труппы.
   Первые сведения о выступлениях артистов цирка в Курске относятся к 1793 г., когда куряне могли увидеть выступления «г-жи Росетте, французской циркачки, со свитою».
   В декабре 1884 г. в Курске выступал цирк Вагнера, где «в программу последних двух представлений входило состязание борцов».
   Летом 1886 г. на даче купца Боева на открытой арене прошли выступления цирковой труппы, в которой показали номера гимнасты, геркулесы, силачи, шпагоглотатели, фокусники.
   В 1896 г. в Курске выступал цирковой коллектив «Народный театр Заикина».
   В 1901 г. выступал цирк Момино.
   В начале XX в. любители цирка России стали увлекаться зрелищем классической борьбы, на проведение которого отдавалось обычно последнее отделение. К этому времени цирк обычно заполнялся до отказа. Борьба в цирке пользовалась популярностью вплоть до начала Великой Отечественной войны (1941-1945).
   В 1911 г. на Георгиевской площади (ныне Пролетарский сквер) было два передвижных цирка (Чинизелли и Нечаевой), а также два балагана (Зайцева и Андреева), в которых также шли цирковые номера.
   После Октябрьской революции выступления артистов цирка продолжались, но их профессиональный уровень был невысок. Можно лишь отметить фокусника Иама, выступавшего летом 1923 г.
   В 1926 г. в Курске выступала труппа братьев Танти. Артист труппы Г. С. Бавицкий показывал номера с говорящей собачкой и куклами. Интерес вызывали гладиаторы и аттракционы «Медвежье веселье» (дрессировщик Ван Чу). Сами же братья выступали с сатирой. Оживление среди зрителей вызвало их сатирическое выступление «Локарнская конференция», а также клоунада «Международных Рыжих».
   В этом же сезоне с цирком братьев Танти выступал и И. В. Лебедев («Дядя Ваня»), известный организатор цирковой борьбы. На его представлениях хорошо показали себя борцы-куряне Г. Русаков и К. Северский. Выступали в Курске любимцы российской публики: А. А. Дуров, клоуны Бим-Бом, актеры Донато, дрессировщик М. Е. Ефимов (лошадь-математик), гимнасты Морас, Вл. Кадырги-Ламм (дрессированные верблюды), Ф. Т. Морозов (полет под куполом), Юн Май (эксцентрик) и др. Привлекали курян такие номера, как «распиливание женщины» или «омоложение на глазах у публики».
   В 1927–1928 гг. на арене шапито в Курске выступали такие знаменитости, как Иван Поддубный и Клеменс Буль. Выступления артистов в шапито заканчивались обычно в середине октября. После того, как Курск потерял статус губернского центра, понизился и уровень приезжающих цирковых коллективов.
   В 1929 г. в нем обретался цирк «ЦУТРИ» — передвижной коллектив под управлением В. Н. Авдеева (Дядя Пуд).
   В 1934–1935 гг. в Курск приезжали в основном небольшие группы цирковых актеров. В составе передвижных цирковых коллективов в 1930-е выступали 3-Беретто-3, Луиза Скарри, Е. Р. Дурова, клоун Сеничка Редькин, музыкальные иллюзионисты Лавровы и др.
   В 1937 г., на Красной площади, построили стационарный цирк на 1220 мест, по проекту архитектора П. Лазаренко. Выступления приезжающих коллективов продолжались уже в стационарном цирке.
   Длительное время в Курске жил Борис Эдер, замечательный дрессировщик животных, а в 1940 г. он поставил на курской арене спектакль «Во льдах Арктики».
   После Великой Отечественной войны, выступления цирковых коллективов возобновились в 1955 г.
   В мае 1957 г. выступала в Курске труппа киевских артистов цирка под руководством В. М. Бартенева. Интерес вызвали канатоходцы Икар. Позднее выступали Игорь Капралов и семья Мацаберидзе.
   В 1960-е гг. Курск неоднократно посещали самые различные цирковые коллективы, в т. ч. труппы из союзных республик и зарубежные коллективы.
   В 1971 г. на открытии нового стационарного цирка в Курске выступил коллектив «Веселая арена» (руководитель В. А. Владимиров). Небольшая компактная программа представляла многие жанры циркового искусства. В программе работали семейные пары. Великолепно выглядел на арене клоун Рудольф Изатулин. Изобретательный талантливый актер органично соединял программу в единое целое. Коллектив Владимирова задал тон последующим выступлениям. Немаловажным для гастролеров были факторы расположения Курска на перекрестке дорог и близость Москвы.
   В Курске работали коллективы Латвийского, Молдавского, Казахского, Украинского цирков.
   На арене курского цирка выступали народные артисты СССР Ирина Бугримова, Олег Попов, Игорь и Эмиль Кио, Карандаш, Марчевский и др.
   Куряне смогли увидеть также оригинальные программы «Цирк на льду», выступления лилипутов «Сияние маленьких звезд» (1983). Особый интерес вызвал показ циркового варианта сказки А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Режиссер и постановщик этого спектакля А. Сонин и художественный руководитель коллектива В. Воробьев создали прекрасный спектакль как для юных, так и для взрослых.
   Выступали также цирковые коллективы и из зарубежных стран: «Венгерский цирк на воде», польские гимнасты («Три Терезы»), болгарские эквилибристы на свободной проволоке (Бажиловы), укротитель Ш. Комлош (Венгрия) и др.
   Со дня открытия в 1971 г. нового стационарного цирка в Курске в нем работал эстрадный оркестр постоянного состава, которым дирижировал засл. артист России И. Кальман.

   2) Специальное зрелищное здание для постановок цирковых спектаклей, преимущественно с куполообразным покрытием, манежем в виде круглой арены и амфитеатром с сиде-ниями для зрителей.
   Первый стационарный цирк в России построен в Санкт-Петербурге в 1827 г.
   В Курске в дореволюционный период, несмотря на огромный интерес курян к цирковым представлениям, стационарного здания не было. Цирковые представления тех лет проходили на Георгиевской площади (ныне — Пролетарский сквер) в «шапито» — разборных полотняных палатках, которые быстро устанавливалась по мере надобности. Вопрос о строительстве постоянного цирка в Курске ставился уже в 1925 г. Инициативу тогда проявили братья Танти.
   С апреля 1926 г. решено начать строительство по проекту, утвержденному Курским горкоммунхозом. Но далее проекта дело не двинулось.
   С марта 1925 г. цирковые артисты выступали на сцене кинотеатра «Гигант».
   В 1934 – 1935 г. в Курск приезжали в основном небольшие группы цирковых актеров, которых устраивала небольшая театральная сцена, например, летнего театра.
   В 1934 г. «Курская правда» (№ 40 от 10 августа) заявила, что под постройку цирка отведено место против Знаменского монастыря и на строительство выделяется 500 тыс. рублей.
   В 1936 г. строительство цирка (по проекту П. Лазаренко) началось и в ноябре 1937 г. в здании на Красной площади торжественно открылся первый стационарный цирк в Курске (первое представление в нем состоялось 29 ноября).
   В период Великой Отечественной войны здание цирка полностью разрушено и восстановлению не подлежало. Цирковые представления, которые возобновились в первые послевоенные годы, вновь проходили в шапито, сооружавшихся, как правило, на площади Добролюбова.
   Строительство нового стационарного цирка на 2000 мест — единственного стационарного цирка в Черноземье по проекту курского архитектора М. Л. Теплицкого начато на месте снесенного Курского железнодорожного вокзала и длилось несколько лет.
   5 ноября 1971 г. состоялось открытие нового здания цирка. Кроме цирковых представлений, в здании нового цирка проводились гастрольные выступления эстрадных певцов, а также массовые городские мероприятия (День города, ярмарки, юбилеи, встречи с участниками ВОВ и др.).
   С 1971 г. по 1990 г. цирк посетили более 12 миллионов зрителей.
   В 1990 г. в здании цирка по вине бригады, ремонтировавшей манеж, произошел пожар, нанесший ущерб в 250 тыс. рублей.
   14 декабря 1996 г. произошёл второй, более значительный пожар, который вывел цирк из строя на длительное время.
   На восстановление цирка в Курске потребовалось 850 миллионов рублей.
   1 ноября 2011 г. состоялось торжественное открытие цирка После восстановления преобразилось не только здание цирка, но и площадь перед ним. Сооружён 13-струйный фонтан, с подсветкой и огромным водяным шаром.
   11 ноября 2011г. на площади перед зданием цирка состоялось открытие памятника Ю. Никулину и его напарнику по сцене М. Шуйдину курского скульптора Игоря Минина. На памятнике сделана надпись: «Воинам Великой Отечественной войны, гениальным русским клоунам Юрию Никулину и Михаилу Шуйдину».
   Памятник установлен по инициативе директора цирка А. Иофина, который лично знал Юрия Никулина.

На главную страницу