ЦИРК (от лат. circus — круг) —
   1) Род искусства, в котором артисты перед зрителями преодолевают, казалось бы, непреодолимые препятствия, поэтизируют физический труд, отвагу и изобретательность, создавая обобщенный художественный образ человека. Этот образ раскрывается преимущественно при помощи специфических цирковых упражнений — трюков. Комбинация трюков, перемежаемая др. актёрскими действиями, составляет номер — отдельное законченное произведение циркового искусства, а сочетание нескольких разнохарактерных (разножанровых) номеров — представление.
   Свидетельства о первом цирке на Руси запечатлены на фресках XI в. в Софиевском соборе в Киеве. На этих фресках изображён амфитеатр, где идёт представление с участием кулачных бойцов, музыкантов, эквилибристов с шестом.
   Искусство цирка в России восходит к скоморохам, ходившим по стране с приручёнными медведями.
   В 1619 г. при дворе царя Михаила Федоровича выступал рязанец Григорий Иванов с приручённым львом.
   Начиная со 2-й половины XVIII в. в России постоянно выступали гастролирующие труппы.
   Первые сведения о выступлениях артистов цирка в Курске относятся к 1793 г., когда куряне могли увидеть выступления «г-жи Росетте, французской циркачки, со свитою».
   В декабре 1884 г. в Курске выступал цирк Вагнера, где «в программу последних двух представлений входило состязание борцов».
   Летом 1886 г. на даче купца Боева на открытой арене прошли выступления цирковой труппы, в которой показали номера гимнасты, геркулесы, силачи, шпагоглотатели, фокусники.
   В 1896 г. в Курске выступал цирковой коллектив «Народный театр Заикина».
   В 1901 г. выступал цирк Момино.
   В начале XX в. любители цирка России стали увлекаться зрелищем классической борьбы, на проведение которого отдавалось обычно последнее отделение. К этому времени цирк обычно заполнялся до отказа. Борьба в цирке пользовалась популярностью вплоть до начала Великой Отечественной войны (1941-1945).
   В 1911 г. на Георгиевской площади (ныне Пролетарский сквер) было два передвижных цирка (Чинизелли и Нечаевой), а также два балагана (Зайцева и Андреева), в которых также шли цирковые номера.
   После Октябрьской революции выступления артистов цирка продолжались, но их профессиональный уровень был невысок. Можно лишь отметить фокусника Иама, выступавшего летом 1923 г.
   В 1926 г. в Курске выступала труппа братьев Танти. Артист труппы Г.С. Бавицкий показывал номера с говорящей собачкой и куклами. Интерес вызывали гладиаторы и аттракционы «Медвежье веселье» (дрессировщик Ван Чу). Сами же братья выступали с сатирой. Оживление среди зрителей вызвало их сатирическое выступление «Локарнская конференция», а также клоунада «Международных Рыжих».
   В этом же сезоне с цирком братьев Танти выступал и И.В. Лебедев («Дядя Ваня»), известный организатор цирковой борьбы. На его представлениях хорошо показали себя борцы-куряне Г. Русаков и К. Северский.
   Выступали в Курске любимцы российской публики: А.А. Дуров, клоуны Бим-Бом, актёры Донато, дрессировщик М.Е. Ефимов (лошадь-математик), гимнасты Морас, Вл. Кадырги-Ламм (дрессированные верблюды), Ф.Т. Морозов (полет под куполом), Юн Май (эксцентрик) и др.
   Привлекали курян такие номера, как «распиливание женщины» или «омоложение на глазах у публики».
   В 1927-1928 гг. на арене шапито в Курске выступали такие знаменитости, как Иван Поддубный и Клеменс Буль.
   Выступления артистов в шапито заканчивались обычно в середине октября. После того, как Курск потерял статус губернского центра, понизился и уровень приезжающих цирковых коллективов.
   В 1929 г. в нем обретался цирк «ЦУТРИ» — передвижной коллектив под управлением В. Н. Авдеева (Дядя Пуд).
   В 1934-1935 гг. в Курск приезжали в основном небольшие группы цирковых актёров. В составе передвижных цирковых коллективов в 1930-е выступали 3-Беретто-3, Луиза Скарри, Е. Р. Дурова, клоун Сеничка Редькин, музыкальные иллюзионисты Лавровы и др.
   В 1937 г., на Красной площади, построили стационарный цирк на 1220 мест, по проекту архитектора П. Лазаренко. Выступления приезжающих коллективов продолжались уже в стационарном цирке.
   Длительное время в Курске жил Борис Эдер, замечательный дрессировщик животных.
   В 1940 г. он поставил на курской арене спектакль «Во льдах Арктики».

   После Великой Отечественной войны, выступления цирковых коллективов возобновились в 1955 г.
   В мае 1957 г. выступала в Курске труппа киевских артистов цирка под руководством В. М. Бартенева. Интерес вызвали канатоходцы Икар. Позднее выступали Игорь Капралов и семья Мацаберидзе.
   В 1960-е гг. Курск неоднократно посещали самые различные цирковые коллективы, в т. ч. труппы из союзных республик и зарубежные коллективы.
   В 1971 г. на открытии нового стационарного цирка в Курске выступил коллектив «Весёлая арена» (руководитель В. А. Владимиров). Небольшая компактная программа представляла многие жанры циркового искусства. В программе работали семейные пары. Великолепно выглядел на арене клоун Рудольф Изатулин. Изобретательный талантливый актёр органично соединял программу в единое целое. Коллектив Владимирова задал тон последующим выступлениям. Немаловажным для гастролёров были факторы расположения Курска на перекрёстке дорог и близость Москвы.
   В Курске работали коллективы Латвийского, Молдавского, Казахского, Украинского цирков.
   На арене курского цирка выступали народные артисты СССР Ирина Бугримова, Олег Попов, Игорь и Эмиль Кио, Карандаш, Марчевский и др.
   Куряне смогли увидеть также оригинальные программы «Цирк на льду», выступления лилипутов «Сияние маленьких звёзд» (1983). Особый интерес вызвал показ циркового варианта сказки А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Режиссёр и постановщик этого спектакля А. Сонин и художественный руководитель коллектива В. Воробьев создали прекрасный спектакль как для юных, так и для взрослых.
   Выступали также цирковые коллективы и из зарубежных стран: «Венгерский цирк на воде», польские гимнасты («Три Терезы»), болгарские эквилибристы на свободной проволоке (Бажиловы), укротитель Ш. Комлош (Венгрия) и др.
   Со дня открытия в 1971 г. нового стационарного цирка в Курске в нем работал эстрадный оркестр постоянного состава, которым дирижировал засл. артист России И. Кальман.

   2) Специальное зрелищное здание для постановок цирковых спектаклей, преимущественно с куполообразным покрытием, манежем в виде круглой арены и амфитеатром с сидениями для зрителей.
   Первый стационарный цирк в России построен в Санкт-Петербурге в 1827 г.
   В Курске в дореволюционный период, несмотря на огромный интерес курян к цирковым представлениям, стационарного здания не было. Цирковые представления тех лет проходили на Георгиевской площади (ныне — Пролетарский сквер) в «шапито» — разборных полотняных палатках, которые быстро устанавливалась по мере надобности. Вопрос о строительстве постоянного цирка в Курске ставился уже в 1925 г. Инициативу тогда проявили братья Танти.
   С апреля 1926 г. решено начать строительство по проекту, утверждённому Курским горкоммунхозом. Но далее проекта дело не двинулось.
   С марта 1925 г. цирковые артисты выступали на сцене кинотеатра «Гигант».
   В 1934-1935 г. в Курск приезжали в основном небольшие группы цирковых актёров, которых устраивала небольшая театральная сцена, например, летнего театра.
   В 1934 г. газета «Курская правда» (№ 40 от 10 августа) заявила, что под постройку цирка отведено место против Знаменского монастыря и на строительство выделяется 500 тыс. рублей.
   В 1936 г. строительство цирка (по проекту П. Лазаренко) началось и в ноябре 1937 г. в здании на Красной площади торжественно открылся первый стационарный цирк в Курске (первое представление в нем состоялось 29 ноября).
   В период Великой Отечественной войны (1941-1945) здание цирка полностью разрушено и восстановлению не подлежало. Цирковые представления, которые возобновились в первые послевоенные годы, вновь проходили в шапито, сооружавшихся, как правило, на площади Добролюбова.
   Строительство нового стационарного цирка на 2000 мест — единственного стационарного цирка в Черноземье по проекту курского архитектора М. Л. Теплицкого начато на месте снесённого Курского железнодорожного вокзала и длилось несколько лет.
   5 ноября 1971 г. состоялось открытие нового здания цирка. Кроме цирковых представлений, в здании нового цирка проводились гастрольные выступления эстрадных певцов, а также массовые городские мероприятия (День города, ярмарки, юбилеи, встречи с участниками ВОВ и др.).
   С 1971 г. по 1990 г. цирк посетили более 12 миллионов зрителей.
   В 1990 г. в здании цирка по вине бригады, ремонтировавшей манеж, произошёл пожар, нанёсший ущерб в 250 тыс. рублей.
   14 декабря 1996 г. произошёл второй, более значительный пожар, который вывел цирк из строя на длительное время.
   На восстановление цирка в Курске потребовалось 850 миллионов рублей.
   1 ноября 2011 г. состоялось торжественное открытие цирка После восстановления преобразилось не только здание цирка, но и площадь перед ним. Сооружён 13-струйный фонтан, с подсветкой и огромным водяным шаром.
   11 ноября 2011г. на площади перед зданием цирка состоялось открытие памятника Ю. Никулину и его напарнику по сцене М. Шуйдину курского скульптора Игоря Минина. На памятнике сделана надпись: «Воинам Великой Отечественной войны, гениальным русским клоунам Юрию Никулину и Михаилу Шуйдину». Это первый памятник М. Шуйдину в России, и третий Ю. Никулину.
   Памятник установлен по инициативе директора цирка А. Иофина, который лично знал Ю. Никулина.

   25 ноября 2021 г. состоялась торжественная церемония гашения художественного почтового конверта (тираж 250 000 экз/), выпуск которого приурочен к 50-летию цирка в г. Курске. На маркированных конвертах с литерой «А» изображено здание цирка с установленным перед ним памятником дуэту русских клоунов Ю. Никулину и М. Шуйдину.  Дополнительно к конверту Почта России выпустила специальный переводной почтовый штемпель с юбилейной датой и надписью «50 лет Курскому Государственному цирку».

На главную страницу