ТАНЕЦ, (от нем. Tanz) — вид искусства, в котором художественные образы создаются посредством ритмически чёткой смены систематизированных положений человеческого тела.
   Отбор танцевальных положений и их организация являются культурно-историческим процессом, связанным с особенностями жизни и быта каждого народа.
   Первоисточниками танцев явились разнообразные движения и жесты человека, связанные с трудовыми процессами, с наблюдениями над природой, с эмоциональными впечатлениями от окружающего мира.
   Первоначально танец был тесно связан с песней и словом. Примером такой народной хореографии являются хороводные песни-пляски.
   Постепенно в ходе исторического развития танец приобрёл значение самостоятельного вида искусства.
   В то же время танц неотделим от музыки, содержание которой он раскрывает в зрительных образах.
   Основой танца является народное творчество, при этом танцевальные культуры различных народов обогащают друг друга.
   Первым литературным источником, в котором упоминается о существовании народных танцев на Курских землях, является Указ царя Алексея Михайловича от 1649 г. о достодолжном провождении праздников "...с великим запрещением сатанинских игрищ, скакания и плясания".
   В современных плясовых хороводах Курской области различают два вида танцев — танки и карагоды (местные названия танцев являются "украинизмами" с более ранним заимствованием из языка "идиш").
   Танок — хоровод преимущественно плясового характера с развитыми построениями и множеством фигур под собственное пение самих участников. Есть танки с элементами сценического действия, например, свадебные.
   Карагод — род пляски, в основе которой лежит как коллективное, так и индивидуальное мастерство исполнителей, при этом зачастую танцу аккомпанируют музыканты. Примером карагода является танец "Топотуха".
   Однако данное деление не имеет резких границ, примером чему может служить популярный и до настоящего времени в Беловском и Суджанском районах танец "Тимоня", в котором хоровод сочетается с индивидуальным мастерством исполнителей и заканчивается вовлечением в танец даже музыкантов-аккомпаниаторов.
   Фундаментальные исследования курских танцев, проведённые А. В. Рудневой (Курские танки и карагоды. М., 1975), наглядно показали преемственность форм современных народных танцев от обрядов древних времен.

На главную страницу