ШКОЛА (древн. греч. - досуг, учебное занятие) — учебно-воспитательное учреждение, в котором под руководством учителей осуществляется систематическое образование и воспитание молодого поколения.
   Школы подразделяются: государственные, частные и частно-государственные; дневные, вечерние и интернаты; общеобразовательные и специализированные (для детей с отклонениями в здоровье или развитии).
   Разновидностью школ являются: гимназии, колледжи, лицеи, комплексные (сад-школа, школа-институт), авторские (обучение по авторским программам), коррекционные (обучение проблемных детей), дополнительного образования (музыкальные, технические, спортивные и т. п.).
   Особая разновидность — автошколы.

   Первые школы возникли в странах древнего Востока (в Китае, Израиле, Иудее, Ассирии, Египте и др.).
   Около VI в. до н. э., школы возникли на территории Европы в Древней Греции.
   Впервые о школе на Руси упоминается в Повести временных лет (письм. ист. нач. XII в). "В лето 6496... Владимир... посылал... собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное". "Книжное обучение", по мнению историков, не было простым обучением грамоте. Это была школа, где давалось соответствующее тому времени систематическое образование, т. к. "...простая грамота была известна на Руси задолго до Владимира".
   В 1086 г. появилась на Руси и первая женская школа. "Всеволод (князь киевский Всеволод Ярославич) заложил церковь святого Андрея при Иоанне Добром, митрополите русском, и построил при церкви оной монастырь женский, в котором постриглась первая дочь его девица Анка (Янка — сестра Владимира Мономаха). Собравши же младых девиц неколико, обучала писанию, також ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям, да от юности навыкнут разумети закон божий и трудолюбие, а любострастие в юности воздержанием умертвлят ( В.Н. Татищев. "История Российская".)
   В начале XI в. "книжное обучение", иначе школа существовала и в Курске. В "Житие Феодосия Печерского можно прочесть: "Случилось же родителям блаженного переселиться в другой город, именуемый Курском... Рос он телом, а душою тянулся к любви божьей и ходил каждый день в церковь божию, со всем вниманием слушая чтение божественных книг. Не приближался он к играющим детям, как это в обычае у малолетних... К тому же попросил он отдать его учителю поучиться божественным книгам, что и сделали. Скоро постиг он всю грамоту, так, что поражались все уму его и способностям и тому, как быстро он всему научился".
   В 1783 г. в Курске открыто дворянское " училище для благородного юношества Курской и Орловской губерний", которое через три года преобразовано в Главное народное училище для детей всех сословий, включая крепостных.
   В те же годы создаются ещё 14 малых народных училищ в уездах Курской губернии и 2 - в черте Курска (Георгиевское и Ямское училища).
   В 1793 г. в Главном и в Георгиевском училище вместе с мальчиками начинают учиться и девочки.
   В сентября 1799 г. вышел указ императора Павла I о переименовании народных училищ в школы.
   В 1808 г. состоялось открытие в Курске мужской гимназии.
   В 1861 г. - женской гимназии (Мариинской).
   В 1864 г. Курское земство открывает первые 25 школ.
   В 1875 г. их стало 377.
   В 1885 г. — 508.
   В 1895 г. — 568.
   В 1900 г. — 700.
   К 1917 г. в Курской губернии уже насчитывалось 1593 земские школы.
   В императорской России система школ имела двухступенчатый характер: начальная школа (начальные, земские, церковно-приходские и т. п. училища) и средняя школа (мужские и женские гимназии, реальные и коммерческие училища и семинарии, институты благородных девиц, епархиальные училища и др.).
   После Октябрьской революции 1917 г. в Советской России принята единообразная система обязательного школьного образования.
   Строительство «нового общества» требовало изменения не только экономического и политического облика, но и мировоззренческого, духовно-нравственного развития человека, его культурного уровня. Первым шагом по пути осуществления этой задачи стала ликвидация неграмотности.
   1 октября 1920 г. для её решения создана Курская губернская чрезвычайная комиссия. Такие комиссии были образованы и в уездах.
   В начале 1921 г. они провели «Неделю неграмотного», а в мае в Курской губернии уже работало 2119 школ по ликвидации неграмотности.
   В первой половине 1921 г. обучалось грамоте более 67 тыс. человек. Дополнительно развёрнута сеть ликбезов.
   В 1924-1925 учебном году в губернии насчитывался 1751 пункт ликбеза.
   Наряду с ликвидацией неграмотности шёл процесс совершенствования всей системы народного образования.
   В 1925-1926 учебном году в Курской губернии восстановлена довоенная сеть школ.
   В газете «Курская правда» опубликован ряд корреспонденций, рассказывающих о лучших школьных учителях: П.А.Тихомирове, А.В.Осоцкой, И.А.Сокуте, К.П.Чуриловой и др.
   В первый год осуществления всеобуча в сельской местности потребовалось дополнительно 45 тыс. учителей начальных школ. Необходимо было не только увеличить количество педагогических кадров, но и повысить их квалификацию.
   К 1926 г. около 40% учителей начальных школ имели низшее образование, а 80% всех учителей были без специального педагогического образования.
   В Курской губернии основными очагами подготовки учительских кадров стали два пединститута, четыре техникума. В Короче, Старом Осколе, Фатеже, Тиме работали краткосрочные педагогические курсы.
   В последующие годы в Курске открылись профессионально-технические школы (фабрично-заводские училища).
   В 1935 г. в Курских школах фабзавуча обучалось более 1200 человек.
   В 1974 г., в СССР приняли закон о всеобщем среднем образовании.
   В 1990-е гг. произошёл отказ от единообразной унифицированной школы.
   Современная стандартная школьная программа общего среднего образования рассчитана на 10-12 классов. Учебный год начинается 1 сентября и оканчивается в конце мая. Продолжительность учебного года составляет 35 недель в 5-8 и 10 классах и 34 недели 1-4, 9 и 11 классах.
   В настоящее время (2015) в Курске работает 71 школа, из которых пять дают одно основное общее образование (школа № 5 продлённого дня для детей и четыре общеобразовательные вечерние, предназначенные для работающей молодёжи). Остальные школы работают по специальным программам, в т. ч. две школы коррекционные, пять школ работают в режиме интернатов, имеется два лицея, три гимназии и одна техническая, 57 школ - средние, рассчитанные на обычных детей, но в них открыто 57 классов с углублённым преподаванием ряда предметов (иностранный язык, физика, математика, химия, биология и т. п.) и 94 профильных класса. 20 школ имеют статус инновационных и работают в тесной связи с курскими вузами и автомобильным техникумом.
   В городе зарегистрированы 56 автошкол.
   В 2015 г. две курские школы, гимназия №25 и лицей №21, вошли в список пятисот лучших школ Российской Федерации.
   В 2017-2022 гг. приняли учащихся четыре школы нового поколения: на проспекте В. Клыкова, на проспекте Победы, две на проспекте А. Дериглазова. Все школы Курска получили современное цифровое оборудование.
   Кроме общеобразовательных в Курске работают, 5 спортивных школ, 9 детских школ искусств и 2 художественные школы, в которых обучаются свыше 6000 детей.

   16 октября 2023 г. в городской школе №60 им. Героев Курской битвы, открылся первый в Курске «Атомкласс». Программа «Атомкласс» – часть проекта «Школа Росатома», который реализуется при непосредственной поддержке ГК «Росатом». Цель — поддержать интерес курских школьников к науке и техническому творчеству.

   31 октября 2023 г. школа №54 им. Н.А. Бредихина Курска заняла первое место в спецноминации «Лучшая инклюзивная практика - 2023» Х-го Всероссийского конкурса. Победу объявили на торжественной церемонии VII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы обеспечения условий инклюзивного образования в РФ».
Церковно-приходская школа (1897)
ул. Херсонская, 55
ныне ул. Дзержинского, 55. поликлиника Курского р-на.

   Ист:
   Исторический очерк деятельности земств Курской губернии. Курск, 1902.
   Повесть временных лет, ч. I /Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. М.; Л., 1950.

На главную страницу