СУДОХОДСТВО — передвижение по водным путям разнообразных средств транспорта: судов, паромов, технического и вспомогательного флота (буксиров, ледоколов, гидрографических судов и т. д.).
   Наиболее крупную роль играет торговое судоходство, занимающееся перевозкой пассажиров и грузов.
   В зависимости от типа водных путей различают судоходство по рекам и каналам, по озёрам и морям.

   Судоходство по р. Сейм существовало издревле (торговый путь времён Древнерусского государства между Булгаром и Киевом, Волга—Ока—Сейм—Десна—Днепрво).
   По преданию, император Пётр I имел виды на обустройство регулярного судоходства по р. Сейм.
   Осуществилось регулярное судоходство только в 1787-1851 гг. и использовалось для транспортировки грузов местного значения из Курска в Киев: сукна Глушковской фабрики, лесные материалы и дрова и пр.

   Сохранилось донесение от 6 мая 1787 г. губернатора А. Зубова Екатерине II об открытии судоходного пути из Курска.
   "...Приемлю смелость включить здесь об открывшемся нынешнею весною новом и никогда не бывалом судоходстве по р. Семи, которою по впадению её в Десну посредством Днепра можно поводить суда до Херсона... Минувшего же апреля 14 числа Льговсой округи с. Козли из подданных князя Трубецкого малороссиянин Барзенцов отправил в Киев судно своё собственное с коноплянным маслом, ветчиной и салом, которое строили и грузили ниже губернского города Курска в 45 верстах и которое по известиям, г. Льгов, Рыльск и Путивль прошло благополучно... ".

   В 1830-х гг. судоходство по Сейму было наиболее интенсивным. Курские купцы, торгуя зерновыми хлебами, сплавляли партии грузов на барках от Курской сеймской пристани.
   Курская пристань находилась на Сейме в 4 верстах от города по Харьковской дороге (ныне территория Водно-спортивного клуба "Voda46" в урочище "Солянка").

   В 1835 г. на Сейме было сооружено четыре шлюза.
   В 1836 г.— пять, от Путивля до Льгова.
   В 1837 г. на Сейме работали 9 шлюзов с обводными каналами, улучшен фарватер реки. Протяженность судоходного пути составляла 200 верст.
   Всего же для прохода судов было построено 16 шлюзов и деривационных каналов. Барки с разными товарами ходили до Киева и Одессы.
   В 1837 г. по Сейму из разных мест отправлено десять барок, которые были построены на верфи, учрежденной в Путивле купцом Беляевым.
   Ист: Известие о приведении реки Сейм в судоходное состояние // КГВ. 1838. № 12. Ч. неофиц. С. 173—174.

   В планы М.Н. Муравьева, в бытность его курским губернатором, входило также приведение в судоходное состояние р. Тускари от Курска до Коренной пустыни.
   Ист: РГИА. Ф. 1263. Оп. 1. Д. 1112. Л. 229.

   Император Николай I пожаловал Курской губернии 100 тыс. рублей на приведении реки Сейм в судоходное положение, и удовлетворил ходатайство курского дворянства о наименовании этого водного сообщения "Александрийским" (Александринская водная система).
   Сохранились документы о строительстве и содержании четырёх казённых паромов по образцу утверждённому императором в Путивльском и Льговском уездах на р. Сейм.

   В конце 1830-х гг. под руководством М. А. Пузанова судоходный путь существенно реконструирован для прохода тяжёлых судов. Однако интенсивность движения судов уже была невелика.
   1842 г. прошло лишь 48 судов и 8 плотов.
   В 1846 г. владелец заводов в Орловской губернии С.И. Мальцев пробовал завести на Сейме пароходство. Пущенный им с Десны пароход "Людиново" дошёл до Курской пристани.

   Из-за отсутствия больших грузопотоков экономического значения судоходство по Сейму не имело, а поддержание в порядке речного пути требовало больших затрат.
   В 1856 г. Александринскую водная систему закрыли.
   Судоходство по Сейму просуществовало до конца 1860-х гг., но с появлением железно-дорожного транспорта прекратилось окончательно.

   Ист.:
   Куряне - выдающиеся деятели науки и техники. Курск, 1950.
   Курск - порт. Городские известия. № 65 - 66 от 06.06.1992.
   Н. Черкасов. "Вершиною вышла повыше Курска". Городские известия. №№ 48 - 49 от 03.04.1993.

На главную страницу