СУДОХОДСТВО — передвижение по водным путям разнообразных средств транспорта: судов, паромов, технического и вспомогательного флота (буксиров, ледоколов, гидрографических судов и т. д.).
Наиболее крупную роль играет торговое судоходство, занимающееся перевозкой пассажиров и грузов.
В зависимости от типа водных путей различают судоходство по рекам и каналам, по озёрам и морям.
Судоходство по р.
Сейм существовало издревле (торговый путь времён
Древнерусского государства между Булгаром и Киевом, Волга—Ока—Сейм—Десна—Днепр).
По преданию, ещё император
Пётр I имел виды на обустройство регулярного судоходства по р. Сейм.
Осуществилось регулярное судоходство только в 1787-1851 гг. и использовалось для транспортировки грузов местного значения из
Курска в Киев: сукна
Глушковской фабрики, лесные материалы и дрова и пр.
Сохранилось донесение от 6 мая 1787 г.
губернатора А. Зубова
Екатерине II об открытии судоходного пути из Курска.
"...Приемлю смелость включить здесь об открывшемся нынешнею весною новом и никогда не бывалом судоходстве по р. Семи, которою по впадению её в Десну посредством
Днепра можно поводить суда до Херсона... Минувшего же апреля 14 числа Льговсой округи с. Козли из подданных князя Трубецкого малороссиянин Барзенцов отправил в Киев судно своё собственное с коноплянным маслом, ветчиной и салом, которое строили и грузили ниже губернского города Курска в 45 верстах и которое по известиям, г.
Льгов,
Рыльск и Путивль прошло благополучно... ".
В 1830-х гг. судоходство по Сейму было наиболее интенсивным. Курские купцы, торгуя зерновыми хлебами, сплавляли партии грузов на барках от Курской сеймской пристани.
Курская пристань находилась на Сейме в 4 верстах от города по Харьковской дороге (ныне территория Водно-спортивного клуба "Voda46" в урочище
"Солянка").
В 1835 г. на Сейме было сооружено четыре шлюза.
В 1836 г.— пять, от Путивля до Льгова.
В 1837 г. на Сейме работали 9 шлюзов с обводными каналами, улучшен фарватер реки. Протяженность судоходного пути составляла 200 верст.
Всего же для прохода судов было построено 16 шлюзов и деривационных каналов. Барки с разными товарами ходили до Киева и Одессы.
В 1837 г. по Сейму из разных мест отправлено десять барок, которые были построены на верфи, учрежденной в Путивле купцом Беляевым.
Ист: Известие о приведении реки Сейм в судоходное состояние // КГВ. 1838. № 12. Ч. неофиц. С. 173—174.
В планы М.Н.
Муравьева, в бытность его курским губернатором, входило также приведение в судоходное состояние р.
Тускари от Курска до
Коренной пустыни.
Ист: РГИА. Ф. 1263. Оп. 1. Д. 1112. Л. 229.
Император
Николай I пожаловал
Курской губернии 100 тыс. рублей на приведении реки Сейм в судоходное положение, и удовлетворил ходатайство курского
дворянства о наименовании этого водного сообщения "Александринским" (Александринская водная система).
Сохранились документы о строительстве и содержании четырёх казённых паромов по образцу утверждённому императором в Путивльском и Льговском уездах на р. Сейм.
В конце 1830-х гг. под руководством М. А.
Пузанова судоходный путь существенно реконструирован для прохода тяжёлых судов. Однако интенсивность движения судов уже была невелика.
1842 г. прошло лишь 48 судов и 8 плотов.
В 1846 г. владелец заводов в Орловской губернии С.И. Мальцев пробовал завести на Сейме пароходство. Пущенный им с Десны пароход "Людиново" дошёл до Курской пристани.
Из-за отсутствия больших грузопотоков экономического значения судоходство по Сейму не имело, а поддержание в порядке речного пути требовало больших затрат.
В 1856 г. Александринскую водную систему закрыли.
Судоходство по Сейму просуществовало до конца 1860-х гг., но с появлением
железно-дорожного транспорта прекратилось окончательно.
Ист.:
Куряне - выдающиеся деятели науки и техники. Курск, 1950.
Курск - порт. Городские известия. № 65 - 66 от 06.06.1992.
Н. Черкасов. "Вершиною вышла повыше Курска". Городские известия. №№ 48 - 49 от 03.04.1993.