СЕЙМ (СЕМЪ, СЕЙМЪ) — река, левый приток р. Десны. Протекает по территории Курской области и по территории современной Украины. Разделяет Курскую область на две неравные части: северную - меньшую и южную - большую.
   Сейм берёт начало на Среднерусской возвышенности, с точки зрения некоторых географов — у д. Верхосеймье Мантуровского района Курской области, а с точки зрения других — в Белгородской области. При варианте нахождения истока в Белгородской области длина Сейма — 748 км, в пределах Курской области — 490 км, площадь бассейна 27500 км2.
   В древнерусских литературных источниках (летописи IX – XI веков, «Книга большому чертежу», 1584) река именовалась Семъ. Современное название — Сейм, появилось под влиянием польского языка в XVII веке. По одной версии название произошло от образующих реку притоков: Котлубанская Семица, Донецкая Семица, Сухая или Пугацкая Семица. По другой — от ираноязычного слова «сан» («тёмный»).
   В XVI—XVII вв. Сейм служил границей между Русским государством и степью ( Дикое поле). На правом возвышенном берегу находились древние укрепленные города: Курск, Льгов, Рыльск, Путивль и др.
   Река характеризуется тихим, извилистым течением по открытой долине. Долина Сейма широкая с многочисленными родниками, староречьями и четырьмя большими озёрами: Лезвино (длиной 7,3 км), Малино (длиной 4,5 км.), Маковье (длиной 4,1 км), Фитиж (длиной 3,4 км). У г. Курчатова воды реки наполняют Курское водохранилище площадью - 21,5 км2. Вскрывается в конце марта — начале апреля, замерзает в конце ноября — начале декабря.
   Обустройство судоходства по р. Сейм, начиная от Курска, полагал ещё император Пётр I
   В 1788 г. впервые с Тускари у Курска спущены на Сейм барки курских и льговских купцов с мукой, овсом, ветчиною, салом и другими товарами. На судах: "... отслужили напутственный молебен; берега Тускари были усеяны народом, в город звонили в колокола, при отвале барок грохотали пушки...".
   В 1789 г. городское купечество поднесло правителю Курского наместничества А. Н. Зубову массивную табакерку чистого золота, на крышке которой выгравировано изображение реки с плывущими по ней судами.
   В период правления Николая I курский помещик Пузанов предложил проект о "... приведении сей реки в судоходное положение, посредством учреждения около существующих на ней мельниц, обводных каналов и сооружением в них однокамерных шлюзов, чем самым с учреждением полезного судоходства, сохранятся на сей реке крупчатки (крупорушки) и мельницы, составляющие столь выгодную и необходимую отрасль промышленности для края, толико изобилующего хлебом."
   Император пожаловал на осуществление проекта 100 тыс. руб. и удовлетворил ходатайство курского дворянства о наименовании этого водного сообщения "Александрийским", в честь государыни Александры Фёдоровны.
   В 1835 г. "... императору богоугодно было соизволить для успешнейшего окончания сих работ дозволить заём из кредитных установлений 650 тыс. руб. с уплатою капитала в 37 лет." Для погашения кредита был учреждён сбор со всех сословий Курской губернии по 41/2 коп. с души, на тот же срок".
   В 1837 г. на Сейме работали 9 шлюзов с обводными каналами, улучшен фарватер реки. Протяженность судоходного пути составляла 200 верст. Всего же для прохода судов было построено 16 шлюзов и деривационных каналов. Барки с разными товарами ходили до Киева и Одессы.
   В 1846 г. владелец заводов в Орловской губернии С. И. Мальцев пробовал завести на Сейме пароходство. Пущенный им с Десны пароход "Людиново" дошел до Курской пристани, будучи торжественно, с колокольным звоном, встречаем в попутных городах. "...Плавание парохода всюду вызывало изумление и восторг зрителей. В Путивле берег Сейма на несколько верст покрылся тысячами обывателей, приветствовавших его радостными криками. У Молченскаго монастыря пароход был встречен архимандритом со всемъ сонмом монахов. В полном облачении, при пении молитв, архимандрит благословлял плывших. Плаванее парохода по Сейму было замечательно потому, что в то время не только в России, но и в западной Европ, пароходы еще не ходили но шлюзным системам".
   В тот же год, по Сейму, прошли 6 барок и 87 полубарок с грузом на 150000 руб.
   Судоходство по Сейму существовало до конца 1860-х, но с появлением железно-дорожного транспорта прекратилось из-за экономической нецелесообразности.
   В низовьях Сейма (территория Украины) судоходство существовало до конца 1980-х гг.

   Ист:
   Путеводитель по городу Курску. Составлен А. А. Танковымъ и Н. И. Златоверховниковымъ. 1904 г.
   К. Арсеньев «Статистические очерки России» 1848 г.

На главную страницу