ОРКЕСТР (от греч. orchеstra — площадка перед сценой в древне-греческом театре) — коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах и совместно исполняющих написанные для данного состава произведения.
   Высшей формой оркестра является симфонический оркестр, в состав которого входят струнные, деревянные и медные духовые, а также ударные инструменты.
   Распространены и оркестры однородного состава — струнный и духовой.
   В связи с особым назначением исполнительских коллективов сложились, военный оркестр (духовой оркестр, порою расширенного и смешанного состава), эстрадный оркестр, многообразные формы оркестров народных инструментов.
   В Курской губернии ещЁ в 1780-е ггг. имелись оркестры в имениях дворян Сафоновых, Ширковых, Хорватов, Анненковых, Волькенштейнов и Кондратьевых.
   Славились не только в Курской, но и в окрестных губерниях оркестры помещиков Денисьевых и Нелидовых.
   Менее известные оркестры содержали Дурново, Стремоуховы, Череповы, Киреевские.
   В XIX в. постоянного симфонического оркестра в Курске не было. В летние сезоны в раковине городского сада играл духовой оркестр, имевший хороший репертуар — исполняли популярные музыкальные пьесы Зуппе, Штрауса, Вальдтейфеля, Оффенбаха. В другом конце сада выступал маленький симфонический оркестр «салонного» состава также с популярным репертуаром: попурри из опер, увертюры Вебера, Россини и всевозможная легкая мелодическая музыка.
   В середине 1920-х гг. из-за финансовых трудностей распался курский симфонический оркестр (дирижер М. М. Аматняк, проработавший до Октябрьской революции 1917 г. более 20 лет в Мариинском театре Петербурга). Не удалось сохранить и курский оркестр народных инструментов (великорусский оркестр под управлением Г. И. Иоффе), камерный и духовой оркестры при клубе курских железнодорожников.
   «Новую волну» в истории оркестрового исполнительства открывают 1930-е гг., когда возобновляются попытки создать свой городской «стационарный» симфонический оркестр.
   Так, 13 октября 1936 г. горожане слушали симфонический оркестр под управлением Хвостова, в программе которого были симфонии Чайковского.
   Коллектив Хвостова проработал недолго, и в годы, последовавшие после Великой Отечественной войны (1941-1945), в Курске существовали только самодеятельные духовые оркестры и студенческий симфонический оркестр Курского музыкального училища, которым руководил завуч В. М. Борисов.
   В 1960-е гг. наиболее полно представил свое мастерство дирижер оркестра и хора заслуженный работник культуры России композитор Ф. В. Гольцев.
   Внес определенную лепту в развитие симфонической музыки В. Баскаков.
   В 1992 г. созданы Курский симфонический оркестр под руководством Г. С. Львовича (сейчас этим оркестром руководит С. Проскурин) и духовой (дирижер В. Шабельник).

   И. Ю. Татарская.

На главную страницу