ОБУХОВ, Николай Борисович [10(22).IV.1892 - 13.VI.1954] — французский композитор, известный во Франции под именем Николас Иллюминэ (Nicolas Illumine - Николай Озарённый).
   Род. в с. Ольшанка Старооскольского уезда Курской губернии.
   Детские и юношеские годы Николай провёл в Москве, получив домашнее начальное образование.
   В 6 лет играл на скрипке и фортепиано.
   В 19 лет он сдал экстерном экзамены в гимназию.
   С двух попыток поступает в класс теории и композиции Петербургской консерватории к М. О. Штейнбергу и Н. Н. Черепнину.
   Своё творчество начинал под влиянием А. Н. Скрябина.
   После Октябрьской революции Обухов с семьёй оказался в Крыму, и в 1918 г. покинул Россию, поселившись в Париже.
   Независимо от А. Шёнберга и Н. Рославца Обухов разработал музыкальную систему из 12 звуков, ввёл оригинальную нотацию. Свой оригинальный стиль художник впервые воплотил в 1918 г. в литургической поэме "Кровь", написанной на слова К. Бальмонта. Эмоции, выраженные в ней - ужас, кошмар, близки поэтике экспрессионизма.
   Своё нововведение он включил также в три поэмы: "Агнец и наше раскаяние", "Пастырь и наше утешение", "Да будет один Пастырь и одно стадо" по поэзии К. Бальмонта.
   Из более 50 его сочинений изданы лишь единичные. Главное произведение Обухова "Книга жизни" находится в рукописи. Оно представляет собой литургию для оркестра, большого смешанного хора, инструмента со световыми эффектами и сопровождается танцами, шествиями и фимиамами.
   В основе литургии лежит священнодействие, призванное преобразить мир и человечество.
   Исполнять литургию, по мысли автора, нужно в храме, где будут присутствовать только исполнители. Литературный текст "Книги жизни", автором которого также является Обухов, произносится ритмическим речитативом.
   Первое публичное исполнение этой мистерии происходило в Париже летом 1925 г. под управлением дирижёра С. А. Кусевицкого.
   В 1937 г. на международной выставке в Париже прозвучали сочинения Обухова "Всевышний благословляет мир", "У гробницы со святыми мощами..." и "Всемирный гимн".
   В 1946 г. увидел свет его "Трактат о гармонии тональной, атональной и тотальной".
   Обухов известен также как автор электронного музыкального инструмента "Звучащий крест", за создание которого современники назвали его "Страдивариусом радиоэлектронной музыки".
   Крест представляет собой расположенную на уровне человеческого роста стеклянную сферу с крестом внутри, а в центре креста помещён алмаз. Звук возникает при приближении или удалении рук исполнителя, при этом изменяются громкость и высота звука (до Обухова этот же принцип получения музыкальных звуков реализован советским физиком и музыкантом Львом Сергеевичем Терменом, создавшим в 1920 инструмент "Терменвокс").
   "Звучащий крест" может быть использован и как большая антенна, улавливающая волны эфира. Тембр инструмента представляет собой что-то среднее между органом и виолончелью, в нём слышится нечто космическое.
   Ряд пьес, сочинённых для этого инструмента, исполнялись в Брюссельской королевской консерватории.
   Скончался в Париже. На могиле установлена стела в виде "Звучащего креста".

   Во Франции Обухову посвящены брошюра, большая часть фундаментального сборника "Музыкальное обозрение", научная конференция "От Бетховена к Обухову".
   Во Франции проводится конкурс музыкантов им. Н. Обухова.
   С 1957 г. по инициативе французского композитора А. Онеггера учреждена премия им. Н. Обухова за лучшее произведение, написанное в новой нотации, издаются пластинки.

   И. Ю. Татарская

На главную страницу