МЕДВЕДЕВ, Симеон Агафоникович (в монашестве Сильвестр, 27.I.1641 – 11.II.1691) — поэт, писатель, историк и общественный деятель, активный поборник просвещения.
Родился в семье курского купца и до 17 лет проживал в
Курске.
В 1659 г. взят царем
Алексеем Михайловичем в приказ тайных дел, которым руководил А. Л. Ордин-Нащокин.
В 1665 г. наряду с государственной службой Медведев становится одним из первых четырех учеников специального училища, которое открыл монах Симеон Полоцкий — просветитель, писатель, зачинатель российского силлабического стихосложения.
Ордин-Нащокин, ставший к тому времени канцлером российского правительства, послал уже окончившего училище Медведева за границу в Германию и Польшу.
После отставки Ордина-Нащокина (в 1671) Медведев вынужден обитать в Путивльской Молчалинской пустыни.
После долгих размышлений (3 года) он принимает монашеский постриг под именем Сильвестр и поселяется в курском Богородицком монастыре, а затем в
Коренной пустыни.
В 1676 г. к власти пришел царь Федор Алексеевич, который также был учеником Симеона Полоцкого и Медведев возвращается в Москву,
В 1677 г. при поддержке царя, Медведев открывает крупную безцензурную
типографию, где печатает литературные произведения С. Полоцкого.
Находясь в должности «справщика и книгохранителя» Печатного двора, Медведев ведет обширную корреспонденцию, занимается переводами, пишет стихи и поэмы для царского двора, развивая силлабическую систему стихосложения применительно к обновляющемуся русскому языку.
В 1680 г. на смерть С. Полоцкого, пишет поэму «Эпитафион», которая приобрела большую известность.
В 1682 г. основал в Москве школу при Заиконоспасском монастыре, составил проект («Привилей») её преобразования в первую Российскую Академию и добился утверждения «Привилея» царем Федором Алексеевичем.
Однако проект академии не осуществился по причине ряда последовавших один за другим дворцовых переворотов и народных восстаний.
В эти годы Медведев пишет свое лучшее историческое сочинение «Созерцание краткое лет 7190, 91 и 92; в них же что содеяся во гражданстве». Это сочинение посвящено событиям стрелецкого бунта 1682 г.
«Созерцание» — одно из первых в России историческое исследование, которое уже не считается летописью, а официальным документом.
Выступая в защиту просветительских идей, Медведев горячо спорил с догматиками от православия.
В 1685 г. переработанный текст «Привилеи» Медведев подал царевне Софье, но он вновь не был утверждён.
На просветителя Медведева обрушились репрессии, организованные церковной верхушкой во главе с патриархом Иоакимом. Его изгоняют из Печатного двора.
В 1867 г. его училище ликвидировали. Доносчики обвиняли Медведева в подготовке ряда политических убийств и казачьего восстания на Дону, и только заступничество царевны Софьи спасло ему жизнь.
Ещё в 1682 г. участвовал в подделке решения о передаче власти царевне Софье при малолетних царях Иване и Петре.
В 1689 г. после отстранения Софьи от власти оказался одним из главных врагов пришедшего к власти
Петра I.
При Петре I, по требованию патриарха Иоакима, Медведев арестован по обвинению в колдовстве и государственной измене.
После двухлетнего содержания в тюрьме, где его подвергали жестоким пыткам, приговорен к смертной казни, которую привели в исполнение при огромном стечении народа.
Карион
Истомин, проходивший по тому же делу, писал: «1691 года, месяца февруария в 11 день прият кончину жизни своея монах Сильвестр Медведев... Отсечеся глава его... на Красной площади, противу Спасских врат».
Тело и отрубленная голова Медведева брошены в братскую могилу нищих «близ Покровского убогого монастыря».
Медведев — автор многих стихов, нескольких сочинений на богословские темы: «Книги о манне хлеба животнаго», «Известие истинное православным…» и др.
В своих рассуждениях он доказывал, что для новоизданных русских богослужебных книг использовались книги, изданные в католических государствах, которые были «со старыми греческими книгами несогласны». Книги Медведева по этим вопросам представляют собой образец исторической критики и переводческой деятельности.
В историю русской литературы Медведев вошел как продолжатель виршевой традиции, начатой С. Полоцким. Правда, в последние годы Медведев не был «западником» в том смысле, что видел необходимость дальнейшего пути развития России именно по «западным» образцам.
В своих одических виршах Медведев обращался к царям и призывал их поощрять не церковь, а просвещение и науки, воспевал мир и дружбу с неправославными, «латинскими» государствами. Так, в виршах «Вручение Привилегии», посвященных царевне Софье, Медведев говорит, что правительнице «к лицу» основать науки, которые соответствуют её мудрости, за что обещает славу во всем мире и награду в небесах.
Подготавливая традицию хвалебной оды, которая в качестве особого жанра сформировалась в русском классицизме XVIII в., Медведев рисовал идеальный образ монарха как поборника правды и покровителя просвещения, обличал неправедных: мздоимцев, завистников, невежд.
После казни на все сочинения Медведева наложен строжайший запрет, их приговорили к уничтожению, т. к. до конца XIX в. на них стояло клеймо «латинской ереси».
Ист.:
Панченко А. М. Придворные вирши 80-х XVII столетия // Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы (ТОДРЛ). 1965. Т. 21;
Панченко А. М. Декламация Сильвестра Медведева на тему страстей Христовых // Рукописное наследие Древней Руси. Л., 1972;
Панченко А. М. Материалы по древнерусской поэзии. I, III // ТОДРЛ. 1974. Т. 28;
Богданов А. П. Сильвестра Медведева панегирик царевне Софье 1682 // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1982. Л., 1984;
Панченко А. М. Русская стихотворная культура XVII в. Л., 1973.