ИУДАИЗМ — религия, распространённая в основном среди евреев и гораздо менее - среди ряда др. народов (эфиопов, арабов, русских).
   В настоящее время (2000) иудаизм наряду с Христианством, буддизмом и исламом является одной из т. н. мировых религий.
   Иудаизм сформировался ещё в конце X в. до н. э. и является первой монотеистической религией, т. е. исповедывающей культ единого бога — бога-духа.
   В честь бога-духа Яхве (Иеговы) в Иерусалиме при царе Соломоне — столице древнего Израильско-Иудейского царства — построен храм.
   Богослужения современных иудаистов (последователей иудаизма) — бесхрамовые, происходят в помещениях, называемых синагогами (см. также статью Здания культовые).
   Особенности соблюдения религиозных обрядов иудаизма, а именно: обязательное наличие, по крайней мере, 10 взрослых мужчин для совершения общественного богослужения и др., - всегда обуславливали необходимость б. м. компактного поселения иудаистов.
   Первым документом, свидетельствующим о наличии иудаистов в Курске, является официальное разрешение на устройство в городе синагоги (в помещении частного дома по ул. Луговой в доме купца В. Д. Бабурина), относящееся к 1985 г.
   В 1901 г. получено разрешение на открытие второй синагоги (по ул. Сосновской в доме купца Жёлудева).
   В 1909 г. открыта третья (в частном доме по ул. Шоссейной, ныне - Интернациональной).
   В 1946 г. иудаисты Курска, получив впервые (после 1933) разрешение на открытие синагоги, в складчину приобрели для этой цели пустующий жилой дом № 3 на ул. Большевиков.
   В связи с постепенным падением интереса евреев к иудаизму и в связи со взрывной эмиграцией курских евреев в США, Израиль и Германию в конце XX в., число иудаистов в Курской области резко сократилось. На момент перерегистрации религиозных общин (27 января 1995) в иудейской общине Курска состояло всего 14 членов.
   С середины 1990-х гг. в качестве синагоги используется одна из комнат Курской городской общественной организации — информационно-культурного центра "Еврейский Дом — Хасэд Барух" по ул. Советской, 18.

   Ш. Р. Гойзман

На главную страницу