ИППОДРОМ (греч. hippodromos, от hippos — лошадь и dromos — бег, место для бега) - специально подготовленное и оборудованное место для испытания лошадей и конноспортивных соревнований.
   Ипподромные испытания известны с давних времён. В древнем Риме и позднее в Византии ипподромы были центрами не только спортивной, но и общественной жизни. Испытания племенных лошадей производятся на ипподромах, как правило, публично. Тренинг и испытания лошадей на ипподромах происходят на дорожках, имеющих форму вытянутого прямоугольника с закруглёнными для удобства поворотов углами. Обычно длина дорожек ипподрома для испытания верховых лошадей составляет от 1600 до 2400 м, а для рысистых лошадей - от 1067 до 1600 м. Ипподром для испытаний тяжеловозных лошадей должны иметь ровную грунтовую дорожку длиной 1000 м. Испытания лошадей подразделяются на бега и скачки.
   Бега - испытания запряженных в двухколесный экипаж лошадей на скорость и беге рысью. Человек, управляющий рысаком, называется наездник.
   Скачки - испытания лошадей на скорость в беге галопом под седлом (скачки делятся на гладкие и барьерные, когда на скаковой дорожке устанавливаются препятствия, которые нужно с ходу преодолевать). Всадник, управляющий скачущей лошадью, называется жокей.
   Основателем регулярных бегов и скаковых испытаний в России стал граф А.Г. Орлов - известный военный и государственный деятель. На конных заводах, принадлежавших графу, выведена одна из самых известных в мире пород лошадей - орловский рысак.
   В 1873 г. построен ипподром в Курске, один из первых в России, вскоре после открытия ипподромов в Санкт-Петербурге и Москве. Столь быстрому созданию ипподром способствовали местные помещики братья Емельяновы, Мухортов, Бакеев, Лаврениус и др., основавшие в своих имениях заводы рысистых лошадей, известных не только в Курской губернии, но и соседних с нею. Курск славился выездами на резвых красивых породистых лошадях. Главным стимулом появления ипподрома в Курске послужила Коренная ярмарка, на которую в иной год приводилось для продажи до 30000 лошадей. Самое живое участие в создании ипподром принял городской голова П. А. Устимович. На заседании городской думы он добился постановления такого содержания: "Отдать в пользование курского общества охотников конского бега участок земли на Конной площади и отпустить на постройку беседки и трибун необходимый материал из городского леса". Отведенную землю немедленно заняли и перевезли лес на место построек трибун и беседки.
   19 сентября 1973 г. на ипподром состоялись первые бега. При ипподроме находилась конюшня, на которой выращены рысаки: Любезный, Полканчик, Зверобой и др., ставшие фаворитами российских бегов и завоёвывавшие императорские призы.
   Первоначально ипподром был верстовым с небольшими поворотами. Беговая дорожка — грунтовая, что снижало резвость состязающихся лошадей. Часто случались падения наездников и поломки экипажей.
   В 1889 г. сделаны две гладкие, посыпанные глиной и песком дорожки с более широкими поворотами, внутри круга устроена третья дорожка.
   В 1891 г. для розыгрыша призов и порядка на ипподроме разработаны правила.
   В 1898 г. ипподрому отвели прилегающую к его восточной стороне часть выгона, отчего площадь значительно расширилась. При ипподроме построена гостиница. Ипподром использовался не только по прямому назначению. Городское общество велосипедистов проводило здесь велогонки. Чтобы привлечь больше зрителей, в программу включались такие номера, как состязание велосипедиста с лошадью. Иногда на поле ипподрома происходила джигитовка казаков 19-го Донского полка, расквартированного в городе. В дни праздников на ипподроме устраивались народные гуляния.
   15 мая 1883 г. здесь собралась масса горожан по случаю коронации императора Александра III.
   С 1916 г. ипподром бездействовал ввиду негодного состояния.
   31 июля 1927 г. после ремонта построек и дорожек он вновь открыт звонким ударом стартового колокола. Финансовую помощь в восстановлении оказали губисполком, Сахаротрест и Госсельтрест. Наряду с бегами на ипподроме устраивались пионерские праздники и физкультурные парады.
   В 1954 г. на поле ипподрома началось строительство завода " Маяк", а на южной окраине Курска заложен новый ипподром, который начал действовать в 1956 г.
   В 1964 г. по приказу Министерства сельского хозяйства РСФСР ипподром объединили с Курской государственной заводской конюшней.
   До 1970 г. ипподром был сезонным, потом перешёл на круглогодичную работу. В зимнее время на ипподроме проводятся автогонки на льду.
   Современный ипподром в Курске на ул. Магистральной, 42, занимает площадь в 14 гектаров и выглядит так: в центральной части возвышается кирпичный павильон, по бокам его - трибуны на 500 мест. Бега проводятся на призовой дорожке длиной в одну версту (1067 м). Кроме того, имеются тренировочная дорожка и конкурное поле для проведения соревнований по преодолению препятствий. На территории ипподрома расположены три вместительные конюшни, где содержатся племенные и беговые лошади. Они поступают сюда с конезаводов, за чей счёт и содержится сам ипподром.
   В 1994 г. на территории ипподрома размещался Курский отряд конной милиции.
   В 1996 г. здесь размещается питомник служебных собак.
   В 1996 г. на Курском ипподроме в течение сезона разыграно 20 традиционных призов. Примерно раз в три года он становится местом проведения межобластных соревнований конников Центрально-Черноземной зоны. В программе соревнований - рысистые заезды и конкуры (преодоление препятствий).

   Т. А. Грива, В. Б. Степанов
   Ист.: Архив музея коневодства Московской государственной сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева.

На главную страницу