ХРИСТИАНСТВО (от греч. Χριστöς, букв. — помазанник) — религия, основанная на учении Иисуса Христа – сына Божия, посланного на Землю, дабы искупить грехи человеческие. Возникла в Иудее и Самарии в I в. н. э. как ответвление иудаизма. Широкое распространение получило в странах Европы и Америки.
   Христианство наряду с исламом, буддизмом и иудаизмом и является одной из мировых религий.
   В 1054 г., в период заката Римской империи, единая религия распалась на Восточное христианство (с центром в Византии) — Православие, и Западное христианство (с центром в Риме) — Католицизм.

   Современное Православие это пятнадцать поместных Вселенских Церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Сербская, Румынская, Болгарская, Грузинская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская и Древне-Восточные Церкви (не принявшие IV Вселенский собор): Армянская Апостольская, Коптская, Эфиопская, Сиро-Яковитская, Сиро-Персидская, Маронитская.

   В XVII в. возникло Старообрядчество - Православное течение, отвергающее обряды предписанные церковной реформой патриарха Никона (1650-1660) и царя Алексея Михайловича, основой которой стала унификация богослужения Русской церкви с церковью Греческой.

   Католицизм, в отличие от Православия является единой Церковью во главе с Папой Римским, в образе которого сосредоточена апостольская власть. В Католическую Церковь входят ряд уний, т.е. союзов с иными конфессиями, сохраняющими традиционные практики богослужения. Униатские церкви в составе Католической: Украинская Греко-Католическая, Маронитский Патриархат, Греко-Католический мелхитский Патриархат, Ассиро-Халдейская, Сиро-Маланкарская, Армяно-Католическая, Копто-Католическая.

   В начале XVI в. в Европе возникло антикатолическое движение, завершившееся Реформацией. Так в христианстве возник Протестантизм. В настоящее время это множество совершенно разнородных Церквей, сект и религиозных объединений.
   Одновременно, на основе Протестантизма, возникли его различные течения: Англиканство, Лютеранство, Цвинглианство, Кальвинизм, Анабаптизм.
   В XIX - XX вв. появились течения: Армия Спасения, Хаугеанство, Адвентисты (лат. adventus – пришествие), Адвентисты седьмого дня (исповедуют некоторые иудейские заповеди), Иеговисты, Баптисты - Пятидесятники, Мормоны (Святые последних дней).

   Все христианские богослужения происходят в специальных зданиях (см. статью Здания культовые).

   На Курских землях православное христианство стало распространяться в X–XI вв. при строительстве первых городов-крепостей на южном порубежье Руси. Для проведения служб возводились деревянные церкви.
   Первая каменная церковь в Курске — Верхне-Троицкая, построена в XVII в.
   В 1612 г. в Курске основан Знаменский монастырь.
   В 1762-1778 гг. построен Сергиево-Казанский кафедральный собор.

   В XVIII в. затускарная часть Курска ( слобода Кожевная) представляла центр курского раскола. Здесь были две старообрядческих часовни.
   В тридцатых годах XIX в. в целях ослабления раскола на месте одной из часовен поставили Успенскую единоверческую церковь (ныне церковь Успения Божией Матери, ул. Антокольского, 12), и бывшие старообрядцы приняли единоверие.
   В 1889 г. они окончательно присоединились к православию.
   Недалеко от Очакова, на пути к Солянке, в XVIII в. находилась большая двухэтажная, с куполом и крестом, старообрядческая церковь. Она была выстроена исключительно из липового дерева и в ней имелись церковные книги начала XVII столетия. Около неё находилось и старообрядческое кладбище.
   В 1777 г. эту церковь разрушили.

   К 1825 г. в Курске образовалась евангелическо-лютеранская община и для совершения обрядов на ул. Московской устроен молельный дом (ныне территория под зданием прокуратуры).
   В 1830 г. первую лютеранскую кирху в Курской губернии построил князь И. И. Барятинский для своей супруги Марии Федоровны урождённой графини Келлер в с. Ивановском Льговского уезда.
   В 1832 г. император Николай I утвердил Устав Евангелическо-лютеранской церкви и создание Генеральной евангелическо-лютеранской консистории в С.-Петербурге. Территория России поделена на 8 консисториальных округов. Курская губерния вошла в Московский округ.
   В 1891 г. число лютеран в губернии достигло 1357 человек, в самом Курске около 900 человек. На собранные ими средства, построена и 11 мая 1895г. торжественно освящена городская кирха во имя святых апостолов Петра и Павла (см. статью Здания культовые)..

   В 1868 г., в Курской губернии, сложилась католическая община, её основой стали поляки, высланные из Польши после подавления восстания 1863 г.
   В 1885 г. в Курской губернии проживало 3382 католика (в Курске — 1583).
   15 августа 1896 г. построен и освящён костёл Успения Божией Матери (ул. Димитрова, 2). Храм строился в основном на пожертвования дворянки М. О. Рудзиевской.
   В 2002 г. католическая церковь в Курской области насчитывала около 150 прихожан.

   Кроме православных и католиков в Курской области есть протестанты (адвентисты седьмого дня, пятидесятники и др.), евангельские христиане-баптисты.
   Последние в 1992 г. построили и освятили церковь «Благодать» (ул. Асеева, 31/12).
   В 2004-2005 гг. активно действовали «Свидетелей Иеговы». Ныне (2019) организация запрещена в Российской Федерации.

   В 2015 г. христианство - самая большая конфессия - 33,9% от населения Земли:
   католичество - 16,9%,
   протестантизм - 7,4%,
   независимые церкви - 5.7%,
   православие - 3,9%.

   В 2019 г. Финансовый университет при Правительстве РФ опубликовал результаты социологического исследования, проведенного в 78 городах с населением более 250 тыс. человек:
   1) самый православный город России, Курск - третье место (после Белгорода и Воронежа);
   2) проявляют интерес к православной вере и культуре, Курск - второе место (после Липецка);
   Согласно того же исследования заметное развитие протестантизма отмечено в городах Орёл, Севастополь, Петрозаводск, Калининград, Курск.

   Ист:
   КУРСКIЙ СБОРНИКЪ с путеводителем по городу Курску и планомъ города. Издание Курскаго губернскаго статистическаго комитета подъ редакцiей Секретаря Комитета Н.И. Златоверховникова. Типография Губернскаго Правленiя 1901 г.
   Ю.В. Озеров СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РОССИЙСКИХ НЕМЦЕВ КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ В XIX–НАЧАЛЕ XX ВЕКА;
   Pew Research Center, Washington, D.C., U.S.

На главную страницу