ГРУЗИНСКИЙ, Петр Николаевич [19(31).XII.1837 - 20.V(1.VI).1892] — художник.
   Родился в Курске в семье небогатого помещика.
   Художественные способности у него проявились очень рано. В детстве самостоятельно занимался рисованием, а 14-летним подростком определен в Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге, где его зачислили в класс баталиста проф. Б. П. Виллевальде.
   Уже в период обучения он написал картины, сделавшие его имя известным в художественных кругах и среди любителей искусства: "Бивуак лейб-гвардии казачьего полка", "Солдаты-фуражиры", "Цыганский табор".
   За эти работы получил малую и большую серебряные, а также малую золотую медали.
   Выпускной работой Грузинского стало полотно "Взятие аула Гуниб на Кавказе в 1859 году".
   В 1862 г. за картину "Взятие аула Гуниб..." удостоен большой золотой медали, звания классного художника и послан академией за границу на 6-летний срок для совершенствования мастерства.
   Жил, главным образом, в Париже. Там написал такие произведения, как "Пикет императорских французских стрелков на маневрах", "Рынок в Фонтенбло", "Пляска итальянцев на одной из улиц Парижа", имевшие успех на выставках.
   Но академическое начальство указало своему стипендиату "заниматься исключительно баталической живописью".
   В 1865 г. Грузинский побывал на родине, чтобы на Кавказе выполнить несколько натурных этюдов для задуманных картин.
   Вернувшись в Париж, он закончил еще одно большое полотно на кавказскую тему - "Оставление горцами аулов при приближении русских войск" ("Переселение горцев"), за которую (в 1872) получил звание академика батальной живописи.
   "Взятие аула Гуниб..." и "Переселение горцев" побывали на всемирных выставках в Вене и Лондоне.
   Из других произведений на военную тему у художника известны:
   "Взятие обоза маршала Даву под Красным 5 ноября 1812 года",
   "Конвой черкесов",
   "Бивуак кавалергардов",
   "Наказной атаман в дороге".
   Однако Петр Николаевич, будучи уже признанным баталистом, не замыкался только в этом жанре. Он - автор большого цикла бытовых сцен и пейзажей.
   Из-под его кисти вышли "Почтовая тройка", "Дровосеки", "Деревня гуляет" и ряд др.
   В 1876 г. на выставке в Филадельфии экспонировались его "Тройка в метель", "Встреча новобрачных", "Цыгане", вызвавшие интерес посетителей неподдельностью сюжетов и мастерством исполнения.
   Более других известна по репродукциям небольшая картина "Катание на масленице", оригинал которой хранится в музее коневодства Московской сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева.
   По вечерней деревенской улице мчатся наперегонки лихие тройки. В санях - нарядно одетая молодежь. После пурги среди рваных туч открылся клочок багрового закатного неба. Морозно, ветрено, в тревоге мечутся птицы. Но ничто не мешает буйству веселого русского праздника.
   Грузинский был превосходным знатоком анатомии и повадок животных, прежде всего лошадей и собак разных пород, которых он умело изображал на картинах.
   В иллюстрированных изданиях 2-й половины XIX в. часто воспроизводились его многочисленные рисунки и акварели.
   Русские и иностранные журналы и газеты публиковали лестные отзывы о творчестве художника.
   В 1889 г. он передал Академии художеств большую коллекцию черкесских, курдских, имеретинских и турецких одежд, собранную им во время поездок на Кавказ.
   Творчество Грузинского оказалось несколько в стороне от магистрального направления, по которому развивалось отечественное изобразительное искусство, представленное в то время, прежде всего, Товариществом передвижных художественных выставок.
   Скончался и похоронен в Санкт-Петербурге.
   После преждевременной кончины художника, о нём почти забыли.

   Н. Ф. Шахов

   Ист.:
   П. Н. Грузинский (некролог). Всемирная иллюстрация. 1892. № 1221, с. 450 - 451.
   Художники народов СССР: библиографический словарь. М., Искусство, 1976, т. 3, с. 210 - 211.

На главную страницу