ЧУМАКИ — жители Украины Северской и Польской и южных окраин Русского государства, промышлявшие извозом товаров и торговлей.
   Впервые стали известны по источникам XVI в.
   Промысел был весьма непростой, то в чумаки шли крепкие мужики из казаков, мещан и вольных крестьян. Чумаковали в молодости некоторые представители рода дворян, Терещенко.
   Основное транспортное средство — воз (телега) с парой волов (быков), на который загружалось до полутора тонн товара.
   Возили в Северное Причерноморье и Приазовье лес, зерно, меха и прочее. Обратно соль, вино, солёную рыбу, специи и др. Довозили до Курска, Белгорода, Харькова, Полтавы и Киева.
   Для совершения поездок объединялись в караваны — валки, до 40 возов. Количество возов определялось источниками воды (в степных районах из одного колодца можно было напоить не более 80-и волов). Пять возов составляли батову, 6-8 батовых — валку.
   Во главе валки стоял выборный атаман, который определял маршрут, решал денежные вопросы, отвечал за дисциплину.
   Впереди каждой батовой ехал ответственный за неё чумак, во главе всей валки — атаман.
   В день караван проходил 25-30 км. Путь из Курска в Крым и назад занимал около 10-и недель.
   Основные дороги проходили в пределах Дикого поля. Это были шляхи и сакмы проторённые татарской конницей: Муравский, Бакаев, Свинной, Сагайдачный, Чёрный, Молдавский, Кучманский, Изюмский, Кальмиусский.
   Лихие люди из татар, казаков, черкас были не прочь поживиться чумацким добром. Обороняясь, чумаки выставляли возы кольцом, загоняли волов внутрь. Сами они были неплохими бойцами, но нередко для охраны нанимали тех же татар или казаков.
   Большое значение чумаки придавали волам. Животных отбирали специально. Останавливаясь на ночёвку мыли их, вычёсывали, обеспечивали выпас и отдых. Отличившимся особям золотили рога.
   Основной расцвет чумацкого промысла пришёлся на конец XVIII в. - начало XIX в. Тогда из Крыма ежегодно вывозилось по 130 тысяч тонн соли на 120 тысячах возах, которые сопровождали 30 тысяч чумаков.
   С появлением в конце XIX в. железных дорог чумацкий промысел стал угасать. Но ещё в начале XX в. можно было встретить чумаков, развозивших соль, глиняную посуду и пр.

   В Курске, память о "дальнобойщиках" прошедших времён сохранилась в названии одной из улиц Центрального округа, которая и поныне именуется Чумаковской.

"Чумак на возу" Е. А. Лансере.

На главную страницу