БЛАНТЕР, Матвей Исаакович [28.I(10.II).1903 - 24.IX.1990] — композитор, лауреат Сталинской премии (1949), Народный артист СССР (1975), Член Союза композиторов СССР, Герой Социалистического Труда (1983).
   Родился в г. Почеп Черниговской губернии (ныне Брянская область России) в семье ремесленника.
   Вскоре после его рождения семья переехала в Курск, где прошли детские и отроческие годы.
   Рано обнаружив музыкальные способности, 7-летний М. Блантер стал заниматься на фортепиано. В восемь лет — поступил в Курское реальное училище, в котором был прекрасный хор.
   В 1914 г. принят в музыкальные классы А. M. Абазы на фортепианное отделение, не пропускал ни одного концерта известных исполнителей, приезжавших в Курск. Вместо платы за билеты на их концерты брался переворачивать ноты аккомпаниаторам. Так М. Блантер познакомился с виртуозом-виолончелистом Григорием Пятигорским, популярными скрипачами — Михаилом Эрденко и Михаилом Пресс.
   Под их влиянием М. Блантер перешёл на класс скрипки.
   В это время в Курске оказались ряд высококвалифицированных преподавателей и музыкантов — беженцев из Риги и Минска, и Матвей стал заниматься скрипкой у И. А. Егудкина. Вскоре учитель и ученик уже играли в одном театральном оркестре.
   Весной 1917 г. М. Блантер приехал в Москву и поступил в музыкально-драматическое училище филармонического общества к знаменитому скрипачу А. Я. Могилевскому; по композиции его учителем был профессор Г. Э. Конюс.
   Начало творческой биографии М. Блантера совпало с годами Октябрьской революции и гражданской войны. Параллельно с учёбой в училище М. Блантер стал работать музыкальным оформителем любительской эстрадной труппы, подбирал хлёсткие частушки, помогал ставить острые водевили. Его «школой» стали актёрские студии, редакции журналов, поэтические кружки.
   Наиболее плодотворно М. Блантер работал в театре «Мастфор» (мастерская Форрегера). Режиссёром в «Мастфоре» был, естественно, сам Н. М. Форрегер, основным автором — поэт и драматург Владимир Масс, художниками — знаменитые впоследствии режиссёры кинематографа Сергей Эйзенштейн и Сергей Юткевич. Здесь М.И. Блантер дирижировал оркестром, сочинял музыку к танцам, находя собственный композиторский почерк.
   Москвичи любили театр «Мастфор» и уже в те годы в Москве стали распевать песни Блантера из спектаклей («Джон Грей», «Багдад», «Фудзияма», «Сильнее смерти», многочисленные фокстроты, танго, шимми). Эти жизнерадостные песенки легко запоминались благодаря мелодичности, простоте и логике построения.
   Позднее М.И. Блантер обращался и к жанру оперетты, писал музыку к кинофильмам и спектаклям, но поистине всенародную популярность принесли ему песни.
   Первым образцом новой лирики стала песня «Мальчишку взяли под Иркутском» на стихи И. Уткина (1931). Она стала своего рода эскизом к «Партизану Железняку» и к «Песне о Щорсе» (на стихи М. Голодного). С них началось признание М.И. Блантера как одного из ведущих мастеров песенного жанра.
   Популярность приобрели песни «В путь-дорожку дальнюю», «С нами поёт вся страна», «До свиданья, города и хаты», «В лесу прифронтовом», «Под звёздами балканскими», «Перед дальней дорогой» и др.
   Наибольшее распространение в СССР и за рубежом получила его песня «Катюша» (1939).
   Из оперетт наиболее значительна — «На берегах Амура» (1939, Москва).
   Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) композитор не раз выезжал на фронт.
   В 1943 г. сочинил музыку к песне «О Понырях» на слова Е. Долматовского.
   Победу встретил в поверженном Берлине среди воинов генерала В.И. Чуйкова. Его произведения стали сильным эмоциональным оружием.
   Песни М.И. Блантера исполняли Л. Русланова, Л. Утёсов, М. Бернес.
   М.И. Блантер – автор более чем 200 песен, сюиты для голоса с оркестром, оперетт, музыки к спектаклям, кинофильмам, радиопостановкам. Его песни исполняются и остаются популярными и поныне.

   Именем М.И. Блантера названа одна из новых улиц Курска.

   И. Ю. Татарская
   Ист.:
   В. И. Зак. Блантер, М. 1971.
   Н. Завадская. Два часа с Блантером. Музыкальная жизнь, 1983, № 4.

На главную страницу