ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ — вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по рельсовым путям в вагонах с помощью локомотивной тяги.
   Железнодорожный транспорт возник во 2-й четверти XIX в. в связи с развитием крупной промышленности.
   В 1825 г. в Англии введена в действие первая железная дорога общего назначения «Стоктон — Дарлингтон» протяжённостью 21 км, по которой вагоны передвигались с помощью локомотива на паровой тяге — паровоза.
   В 1837 г. построена и открыта для движения первая Российская железная дорога общего назначения между Петербургом и Павловском, протяжённостью 25 вёрст.
   В 1851 г. заработала железная дорога большого протяжения «Петербург — Москва» (около 650 км).
   На 1 января 1857 г. в Российской империи протяжённость железных дорог составляла 979 вёрст.
   В 1864 г. начато строительство железной дороги «Москва — Курск».
   В сентября 1868 г. дорога введена в эксплуатацию. Строительство железной дороги осуществлялось под руководством инженера В. С. Семичева. Протяжённость её составляла 502,25 версты (536,8 км). Примечательно, первый поезд на Москву пустили "...для Высочайшаго проезда Императора Александра II. Государь возвращался из Крыма, вечеромъ 30 сентября проследовалъ по Херсонской и Московской улицамъ Курска и подъехалъ къ временному вокзалу. Въ половине восьмого часа вечера Государь селъ въ вагонъ и поездъ направился въ Москву".
   24 декабря 1866 г. основано акционерное «Общество Курско-Киевской ж.-д.» (с мая 1891 — «Общество Киево-Воронежской ж. д.»), которое занималось строительством железных дорог на территории Курской губернии.
   25 апреля 1869 г. открыто движение от Курска до Белгорода.
   В июле 1869 г. — до Харькова.
   На 1 октября 1876 г. в России было 17685 вёрст железных дорог, не считая 596 вёрст финляндских. Строились 2075 вёрст и разрешено правительством к постройке 285 вёрст.
   13 апреля 1891 г. Кабинетом Министров России принято решение о продолжении строительства Курско-Киевской железной дороги от Курска до Воронежа. В соответствии с этим решением Обществом Киево-Воронежской ж. д. построена и в июне 1893 г. вступила в строй железная дорога «Курск — Кшень», а 14 июля 1894 г. — «Кшень — Воронеж».
   В 1895 г. открылось движение по железной дороге «Курск — Льгов», протянувшейся впоследствии на Украину до Киева.
   В апреле 1897 г. началось движения по вновь построенному железнодорожному участку Льгов – Брянск.
   13 июля 1897 г. высочайшим повелением Государя Императора Николая II казённая железнодорожная городская ветвь между станциями Курск I, Московской ж.д., и Курск II (город), передана в аренду обществу Московско-Киевско-Воронежской ж.д.

   В 2004 г. сеть железных дорог Курской области представлена:
   четырьмя железнодорожными магистралями, пересекающими Курскую область с севера на юг,
   - «Москва — Курск — Харьков» (по территории Курской области — от ст. Поныри до ст. Ржава, 146 км),
   - «Санкт-Петербург — Арбузово — Льгов — Харьков» (по территории Курской области — от ст. Дерюгино до ст. Рулитино, 190 км),
   - «Москва — Касторная — Луганск» (по территории Курской области — от ст. Прокуророво до ст. Роговое, 70 км),
   - «Орша — Унеча — Ворожба» (по территории Курской области — от ст. Локоть до ст. Теткино, 64 км);
   магистралью, пересекающей Курскую область с запада на восток,
   - «Киев — Льгов — Курск — Касторная — Воронеж» (по территории Курской области — от ст. Глушково до ст. Благодатенский, около 350 км),
   магистралью,
   - «Орёл — Арбузово — Льгов» (по территории Курской области — от ст. Курбакинская до ст. Льгов, 122 км).
   По густоте железных дорог (в км. на 1000 км². площади) Курская область занимает одно из первых мест в России. Эксплуатационная длина железнодорожных путей составляет 1055,8 км. (2021).

   Вплоть до середины XX в. основным видом локомотивов железнодорожного транспорта являлись паровозы.
   В 1950-е гг. их стали заменять на тепловозы и электровозы.
   В 1959 г. электрифицирован участок Московской железной дороги от Орла до Курска.
   В 1960 г. — участок Южной железной дороги (ныне Юго-Восточной) от Курска до Белгорода.

   В настоящее время паровозы сохранились как памятники техники.
   Паровоз серии ФД «Феликс Дзержинский», установленный в 1982 г. в «Музее железнодорожного транспорта» на Рижском вокзале Москвы, принадлежал локомотивному депо ж.д. ст. Льгов Курской области.
   Возле локомотивного депо ст. Курск, на постамент установлен паровоз серии ЭУ.

   В 2014 г. модернизированы пути на участке Москва — Курск — Белгород для организации скоростного движения (160-200 км/ч) между Москвой и черноморскими курортами. На линии Москва - Курск вместо фирменного поезда «Соловей» стал курсировать скоростной поезд «Ласточка» московского формирования.

   5 февраля 2021 г. по маршрут Курск — Глушково — Курск стал курсировать дизельный поезд нового поколения, РА-3 «Орлан».
   Поезд вместительнее своего предшественника на 10%, развивает скорость до 120 км/час, имеет плавный, почти бесшумных ход. Оборудован, мягкими комфортными сиденьями, климат-контролем, системой безопасности (камеры видеонаблюдения). Имеются приспособления для маломобильных граждан.

На главную страницу