ЗНАМЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ — мужской монастырь в г. Курске, основанный в 1612 г. в честь победы курян над польско-литовскими войсками.
   Первым строением монастыря стала деревянная церковь, воздвигнутая на Курском холме.
   В 1613 г., избранный на царство Михаил Федорович Романов повелел рядом с новой церковью "монастырь огородить и двор устроить". Затем сооружена ещё одна церковь во имя преподобного Михаила Малеина с пределом соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия, келья для настоятеля и 14 келий для братии, число которой вскоре достигло 40 человек.
   Первым настоятелем монастыря стал игумен Иосиф, переведённый в Курск из Коренной пустыни.
   К 1615 г. строительство монастыря завершилось и его стали именовать Рождественский.
   В 1618 г. в монастырь, поставлена икона Знамения Пресвятой Богородицы, возвращённая из Москвы. С этого времени монастырь начал быстро расти и сделался главой курских монастырей, получив наименование большого монастыря. К нему были причислены Троицкий и Божедомский курские монастыри и подчинены Коренная и Ильпиновская пустыни.

   В 1631 г. строения монастыря сильно пострадали от пожара.
   В 1634 г. монастырь разрушили поляки во время осады Курской крепости. После их ухода оставшаяся братия во главе со строителем Варлаамом начала восстанавливать его вновь.

   В 1643 г. крымские татары трижды приходили в Курск и стояли лагерем в монастыре. При уходе в последний раз начисто сожгли все монастырские строения и увели в неволю всех обитателей.

   В 1649 г. по указу царя Алексея Михайловича началось восстановление монастыря. После возведения каменной церкви во имя Знамения Божьей Матери монастырь стал называться Знаменским. В течение нескольких последующих лет построены Богоявленская и Петропавловская церкви и братские кельи.

   В 1690 г. из Москвы, привезён колокол весом 50 пудов и 4 фунта, медный с серебром. Высота колокола 106 см. По корпусу шла литая надпись на старославянском: «Сей колокол пожаловали в Курской Богородицкой Знаменской монастырь великие государи цари и великие князи Иоанн Алексеевич, Пётр Алексеевич (будущий император Пётр I) и великая государыня Благоверная цесаревна и великая княжна София Алексеевна на всея великия и малыя и белыя России самодержцы, того ж монастыря при архимандрите Сампсоне...». Здесь же стояла дата «лета 7197 года». В самом низу, по краю колокола, шёл текст: «Лил сей колокол маст Фёдор Маторин». (В 1860 г. колокол сняли по причине, образовавшейся трещины и установили на пьедестал у северо-восточной ограды).
   В 1752 г. Знаменская церковь внутри и снаружи отделана штукатуркою и обращена в пятиглавую. Во всех трёх храмах устроены новые иконостасы, написанные искусными изографами.

   В 1764 г. из ведения Знаменского монастыря исключили Коренную пустынь, а Ильпиновскую упразднили совсем.

   В 1771-1775 гг. при архимандрите Викторе (Лодыженском), престол в Знаменском храме обложен вызолоченной медью, с изображением страстей Христовых, вызолочены главы на куполах всех церквей, а иконостасы украшены новой живописью и позолотой.

   14 июня 1787 г. Знаменский монастырь посетила, проезжавшая через Курск императрица Екатерина II.

   Монастырская церковь Знаменья существовала до 1815 г. К тому времени она стала мала и не вмещала богомольцев в большие праздники и пришла в значительную ветхость и тогда её решили разобрать.
   В 1816 г. на месте этой церкви заложили новый величественный храм.

   С 1816 по 1826 гг. шло возведение храма, основные средства принадлежали известной российской церковной благотворительнице графини Орловой-Чесменской, в память её отца. Авторство проекта приписывают петербургскому архитектору А. И. Мельникову.
   Строили только в летнее время, а зимой заготавливали для него кирпич. Руководил строительством архимандрит Палладий.
   Храм построен в стиле ампир и в форме креста. Высота здания, выдержанного в классическом стиле, 43 метра, диаметр большого купола 14 метров (на 2,16 м. более купола петербургского Казанского собора). Наружные стены его и большой купол украшали полуколонны и пилястры коринфского ордена, фронтон южной части имел портал с шестью колоннами того же типа.
   В церковь вели три галереи и вход через южный фронтон. Все купола покрыты белым железом и выкрашены алюминиевой краской, а кресты и головки покрыты червонным золотом. Внутри собора стены отделаны под белый мрамор и украшены полуколоннами, лепными и живописными изображениями из священной истории. В подкупольном пространстве на стенах размещалось 23 картины на религиозные сюжеты. Они написаны на холстах иконописцем Рукавишниковым и, наклеенные на стены, производили впечатление фресок.
   Храм имел несколько пределов. В центре располагался главный алтарь, в честь Знамения Пресвятой Богородицы. Все иконостасные иконы исполнены в натуральный человеческий рост — работы академика Брюлова. Особо обустроен великолепный образ Богоматери итальянской работы — дар курского помещика графа П.С. Потемкина.
   В южном пределе находился престол в честь Святителя Митрофания Воронежского и св. Александра Невского.
   На хорах южной стороны устроен престол во имя св. Николая Мирликийского`.
   В северном пределе - престол во имя св. Тихона Задонского и Серафима Саровского.
   Иконостас перед главным Знаменским алтарём, царские врата, северные и южные ворота отлиты из чугуна и позолочены. Другие алтари были деревянными, два "столярной работы по белому полю"; третий, пред алтарём святых Митрофания и Александра Невского - "деревянный позолоченный".
   В западной части собора устроена двухбашенная колокольня. В конце XIX в. на ней размещались башенные часы с огромным циферблатом и четыре колокола - 1045-пудовый, пожертвованный в 1866 г. белгородским купцом Н.И. Чумичевым (сплав колокола содержал огромное количество серебра и потому звук был поразительным и по мощи и по красот); 500-пудовый, отлитый на пожертвования городского головы А.В. Тихонова и городского общества; 275-пудовый отлитый в 1730 г. и четвёртый - весом в 105 пудов.
   Храм числился в первой десятке самых больших в России. Главный алтарь вмещал сотню духовенства, на хорах 500 человек, в самом храме более 5 тыс. богомольцев.
   Утварь храма отличалась большим богатством. Очень красива и замечательна по игре камней была панагия из аметисов, в средине которой, на цельном камне выгравирована икона Знамения Пресвятой Богородицы. Эта панагия — дар графини Орловой-Чесменской, как вклад Знаменскому Монастырю, и надевалась только в самых высоко-торжественных случаях.

   13 января 1826 г. состоялось первое богослужение в новом храме. В этот день через Курск проследовал сопровождаемый воинским эскортом гроб с останками, умершего в Таганроге, императора Александра I и над телом покойного отслужили панихиду.
   28 сентября 1832 г. указом императора Николая I резиденция Курского архиепископа из Белгорода перенесена в Знаменский монастырь.

   В 1851 г. при архиерейском доме устроена Крестовая церковь во имя трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

   В 1875 г. при епископе (впоследствии митрополите Московском) Сергии, на добровольные пожертвования курских граждан, во дворе монастыря, за зданием собора выстроена, а в 1876 г. освящена Воскресенская церковь.
   Храм однокупольный, каменный, выкрашенный в разные краски по кирпичу. Внутренние стены его отделаны под мрамор и расписаны изображениями священных событий, иконостас мраморный, царские врата вылиты из серебра.
   В нём три престола: во имя Светлого Христова Воскресения, преподобного Феодосия Печерского и св. Иосифа Песнописца.

   У восточной стороны Знаменского собора находится могила Курского епископа Михаила (1883-1887, в миру Матвей Иванович Лузин) — автора "Толкование на Евангелие от Матфея".

   1 сентября 1902 г., во время проводимых под Курском военных маневров, Знаменский монастырь посетил император Николай II.
   22 ноября 1914 г. Николай II вновь посетил монастырь, когда следовал в Кавказскую армию.

   В Знаменском соборе хранились:
   - золотая риза, пожалованная царём Фёдором Иоанновичем для иконы Знамение Божьей матери, изготовленная в 1598 г.;
   - другая риза для иконы, изготовлена в мастерской петербургского «золотых дел мастера Ивана Барбе» (Иоганн-Христиан Барбе), стоимостью 28127 р.;
   - восемь грамот, подписанных царями, Михаилом Фёдоровичем (1613-1645 гг.), Алексеем Михайловичем (1645-1676 гг.) и патриархом Филаретом (1608-1610 гг., 1619-1633 гг.);
   - Евангелие (1689) на александрийской бумаге — длиною 1 арш., шириною 11 вер.;
   - серебряные с позолотой чаша и прибор, с надписью: „сіи сосуды тщаніемъ и иждивеніемъ содела Царскаго Пресветлаго Величества окольничій Венедиктъ Андреевичъ Зміевъ, 1696 года";
   - блюдо серебряное чеканной работы (1698) от митрополита Авраамия;
   - серебряный сосуд для водоосвящения (1698) от думного дворянина Курского воеводы Семена Протасьевича Неплюева;
   - серебряное паникадило весом более 4-х пудов, пожертвованное в 1700 г. купцом А.И. Хлюстиным ;
   - синодик, древняя местная рукопись [более 200 лет (от 1902)];
   - старинная книга Библия в лицах (1712);
   - икона архистратига Михаила, переданная участниками Отечественной войны 1812 г.;
   - иконы Курского ополчения в Крымскую войну 1853-1856 (одной из них, Знамения Пресвятой Богородицы, архиепископ Курский Илиодор благословил в 1855 г. Курское ополчение).

   После Октябрьской революции (1917), пришедшие к власти большевики специальным декретом от 20 января 1918 г. отделили церковь от государства, лишив её юридических прав. Имущество храмов объявлено народным достоянием.
   В 1923 г. решением Советской власти Знаменский монастырь закрыт.
   2 ноября 1926 г. Курский горсовет принимает решение о передаче Курскому краеведческому музею территорию обнесённую каменным забором монастырской усадьбы общей площадью 6176,94 м².
   В 1930-х гг. принято решение о передаче Воскресенской церкви Электроаппаратному заводу и о переоборудовании храма Знаменского монастыря в кинотеатр. При перестройке храма (проект Л. А. Литошенко) снесены четыре малых купола и две колокольни.
   Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) в период немецкой оккупации, гитлеровцы сожгли кинотеатр, чем нанесли большой ущерб зданию храма Знаменского монастыря.
   В 1956 г. кинотеатр восстановили по проекту архитектора С.И. Федорова).
   В 1992 г. здание храма возвращено православной церкви, а Воскресенская церковь — в июле 2000 г.
   В здании храма и Воскресенской церкви Знаменского монастыря проведены работы по восстановлению их первоначального вида. Возведены заново колокольни по проекту губернатора А. В. Руцкого и архитектора В. Н. Михайлова.
Знаменский собор. 1816-1826 гг.
Воскресенская церковь Знаменского монастыря. 1875 г.

   Ист.
   Владимірскій Вестникъ. № 36. — июнь 1954 г.
   Одигитрія Русскаго Зарубежья. Архіеп. Серафимъ (Ивановъ) (1987).
   Изображения с акварелей И.И. Ликоренко.

На главную страницу