ТУЗЛУКОВ, Борис Дмитриевич [5(18).V.1909 – 3.Х.1974] — театральный художник, заслуженный деятель искусств РСФСР (1955).
   Родился в Курске в семье железнодорожника.
   Сильное впечатление на будущего художника произвели, теневые спектакли, которые показывала ему бабушка, театр, цирк, немое кино, классическая литература.
   Еще учась в младших классах, любил рисовать театральные декорации и костюмы актеров.
   Юношей организовал самодеятельный театр, ставил классику: Островского, Мольера, Шекспира.
   Как и многие молодые люди, Тузлуков увлекался поэзией. Его стихи, наполненные революционно-романтическим пафосом, часто печатались в «Курской правде», а позже вошли в литературно-художественный сборник Курской ассоциации пролетарских писателей «Четвертая полоса», изданный в 1929 г.
   Для этого сборника он оформил обложку. Азы изобразительного искусства постиг на занятиях в кружке при клубе железнодорожников, а общее образование — в 38-й средней школе, которую окончил в 1928 г.
   В 1931 г. приезжает в Москву, посещает в институте кинематографии лекции корифеев отечественного кино: Эйзенштейна, Кулешова, Ромма, совершенствуется в живописи.
   Спустя некоторое время получает место сотрудника Станции художественного воспитания детей Бауманского района столицы.
   Весной 1935 г. произошло событие, определившее всю дальнейшую его судьбу. Организатор и руководитель Центрального театра кукол С. В. Образцов пригласил его на должность главного художника, где он проработал до 1970 г.
   Союз этих выдающихся творческих личностей оказался исключительно плодотворным. Всего за время работы в театре Тузлуков оформил 24 спектакля.
   Первыми его работами здесь стали декорации к постановке пьесы «Джим и Доллар».
   Наиболее полно талант художника раскрылся, когда он стал создавать и декорации, и куклы. Впервые это он сделал в 1940 г. для «Волшебной лампы Аладдина».
   Непосредственно перед войной театр приступил к воплощению на своей сцене сказки Карло Гоцци «Король-Олень». Грозные события отодвинули премьеру, осуществленную только летом 1943 г. в Новосибирске.
   От первоначального намерения передать содержание пьесы в условно-ироническом плане пришлось отказаться. В годы войны более актуальной была тема верности и любви. Именно так решен спектакль «Король-Олень».
   Тузлуков известен и как драматург, автор пьесы «Мой, только мой!..» (1958) — острой пародии на западный детектив.
   Один из создателей кукольного фильма «Небесное создание».
   Прекрасными образцами плакатного искусства являются выполненные Тузлуковым афиши к спектаклям, очень выразительные и красивые в своей лаконичности.
   Из постановок, оформленных им в последние годы жизни, наиболее значительны «Божественная комедия», «Ноев ковчег», «И-ГО-ГО», долгое время занимавшие почетное место в репертуаре театра.
   Куклы и эскизы декораций Тузлукова с успехом демонстрировались на выставках в Бельгии, Италии, Канаде, Франции, Чехословакии и Японии, а некоторые из них нашли место в музеях нашей страны и за рубежом.

    Н. Ф. Шахов

На главную страницу