ПРОСКУРЯКОВ, Лавр Дмитриевич [18(30).VIII.1858 - 14.IX.1926] — инженер-мостостроитель, учёный в области строительной механики, профессор (1896).
   Родился в с. Борисовка Новооскольского уезда Курской губернии (ныне Валуйского р-на Белгородской области) в многодетной крестьянской семье из 18 человек.
   С отличием кончил школу в Валуйках, затем Петербургский институт путей сообщения.
   После непродолжительной службы в Министерстве путей сообщения вернулся в институт путей сообщения на преподавательскую и научно-исследовательскую работу.
   Защитив при совете института докторскую диссертацию, Проскуряков за короткое время становится известным ученым и специалистом в области строительной механики.
   Он первым в Европе спроектировал ферму с одной простой треугольной мощной решеткой, что обеспечивало точное распределение в конструкции усилий от подвижной нагрузки.
   В 1887 г. с использованием этого новшества был построен железнодорожный мост через р. Сулу в украинском городе Ромны. Данным проектом Проскуряков положил начало новому направлению в мостостроении.
   После этого он спроектировал большое количество мостов (через реки Нарву, Зап. Буг, Волхов и др.).
   В 1891 г. начинается строительство Транссибирской железнодорожной магистрали Челябинск - Иркутск - Владивосток, протяженностью почти 7000 км и Министр путей сообщения С. Ю. Витте поручает Проскурякову ответственный участок этого грандиозного проекта - сооружение мостов, которых в проекте было 28.
    За мост через р. Енисей Сибирской железной дороги (1896) у г. Красноярска на Всемирной выставке в Париже (1900) он получил золотую медаль.
   Продолжая совершенствование ферм, Проскуряков находит, что ферма еще более эффективна в своём арочном исполнении и сооружает несколько арочных мостов на Москва-реке, которые оправдывают его расчеты и ожидания. Наконец, он проводит серию испытаний групп материалов и определяет самые надежные из них для изготовления ферм.
   В 1896 г., проектируя мост через р. Которосль, он впервые разрабатывает таблицу "моментов для поезда", другими словами, определяет внутренние усилия на отдельных участках моста по мере поступательного наезда на них движущегося груза.
   Разработанные Проскуряковым графо-аналитические методы расчёта и теория линий влияния, решающая вопросы влияния на мост подвижных нагрузок, явились основанием для изменения методов расчёта мостовых ферм.
   Уникальным является и научно-педагогическое наследие Проскурякова. Он искусно синтезировал в ходе своих лекций три основных дидактических принципа: наглядность, доступность и природосообразность. А написанный им двухтомник по строительной механике, в свое время, признан лучшим учебником и положен в основу преподавания этой отрасли науки не только в транспортных, но и во всех строительных и родственных им институтах.

На главную страницу