КУРСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ
   1) Вокзал ж.д. станции «Курск», открытый 6 июня 1878 г. в центре Курска на ул. Генеральной (ныне ул. Александра Невского), на месте современного здания цирка.
   Курский железнодорожный вокзал имел всего один перпендикулярный ул. Херсонской (ныне ул. Дзержинского) перрон для пассажиров с навесом от дождя и снега. От вокзала шла ж.д. ветка к узловой станции Ямская, находившейся на пересечении ж.д. магистралей «Харьков — Москва» и «Воронеж — Киев», и функционировал до получения Курском статуса административного центра Курской области в 1934 г., после чего получил название «Вокзал Курск-ветка» при городской товарной станции.
   В 1934 г. в этом здании размещалось управление ж. д. и городские кассы предварительной продажи билетов.
   В 1968 г. здание «Вокзал Курск-ветка» снесли.

   2) Вокзал узловой станции Курск, стоящей на пересечении ж.д. магистралей «Харьков — Москва» и «Воронеж — Киев».
   Построено в 1869 г. в пригородной Ямской слободе и именовался — ж.д. вокзал станции Ямская, имел статус 1-го класса.
    Архитектура железнодорожных вокзалов Российской империи имела особенность, давать представление о местности куда шла дорога. Здание вокзала ж.д. станции Ямская с башенными надстройками символизировало край южно-русских крепостей.
   С 1934 г. именуется — вокзал ж.д. станции Курск.
   В 1943 г., в период Курской битвы, здание Курского железнодорожного вокзала разрушено немецкой авиацией.
   12 августа 1952 г. открыто новое здание (автор — архитектор И. Г. Явейн), которое функционирует до настоящего времени (2018).
   Новое здание представляет собой вокзал- памятник курянам-железнодорожникам — участникам битвы на Курской дуге. Наружные стены здания облицованы цветной штукатуркой с белокаменными скульптурными вставками фигур железнодорожника, солдата, партизана, рабочего, крестьянина и др. Помещение вокзала содержит центральный круглый вестибюль и 4 боковых зала, один из которых является кассовым, в другом размещён ресторан, а третий и четвёртый являются залами ожидания.
   Один из залов ожидания имеет скульптурное оформление, посвящённое победе советских войск на Курской дуге: огромный барельеф «Карта Курской битвы» и скульптура воина.
   Второй зал ожидания, а также вестибюли вокзала длительное время были украшены живописными полотнами курских художников, посвящёнными отдельным эпизодам Курской битвы и жизни современного Курска. На стенах здания, обращённых к перронам, установлены мемориальные доски, в память подвигов курских железнодорожников в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.
   В 1953 г. Управление по делам архитектуры при Совете Министров РСФСР за архитектуру и интерьеры здания, за высокое качество общестроительных и отделочных работ присудило премию группе участников проектирования и строительства вокзала.
   6 сентября 1952 г. более 100 строителей вокзала ст. Курск отмечены различными правительственными наградами.
   В 1988-1995 гг. произведена реконструкция внутренних интерьеров Курского железнодорожного вокзала, сооружены удлинённые платформы, рассчитанные на приём составов в 32 пассажирских вагона, продлён туннель к двум новым платформам пригородного сообщения.

   3) Один из ж.д. вокзалов г. Москва, с которого отправляются пассажирские поезда в южном направлении. Находится в средней части ул. Чкалова, входящей в Садовое кольцо Москвы.
   Нынешнее здание вокзала построено в 1972 г. по проекту коллектива архитекторов, возглавляемого Г. Волошиновым.
   Зодчие очень бережно подошли к работе своих предшественников и включили в новое здание помещения с колоннадой и богатой лепкой старого вокзала, построенного в 1896 г. Н. Орловым и реконструированного в 1938 г. Г. Волошиновым. Для здания современного вокзала характерны ясность, логичность и целостность. Впечатляют стеклянные витражи, обращённые к привокзальной площади, оригинальная складчатая кровля, девятиметровый козырёк, защищающий пассажиров от дождя и снега. Это самый крупный в Москве железнодорожный вокзал. В его помещениях одновременно может находиться 11 тыс. человек.
   До 1991 г. ежесуточно вокзал принимал и отправлял 70 пар поездов дальнего следования и 304 пары пригородных электропоездов.

На главную страницу