ЕВРЕИ — общее название ряда семитских народностей (арамейцев, айсоров, финикийцев, карфагенян, самаритян, хазар и др.), населявших в древности территории современного Израиля, Сирии, Ливана, юга Украины и государств Северной Африки. Верующие евреи — иудаисты (последователи иудаизма).
   Первые упоминания об Израиле, стране по библейскому преданию, завещанной евреям Богом, относится к началу II тысячелетия до н. э. История Израиля изобилует многочисленными войнами, а также политическими и религиозными событиями. В основе всего была борьба за торговые пути пряностей и знаменитый морской путь Via Maris, который соединял Африку и Европу.
   Изначально эта территория находилась под управлением египетских фараонов. Затем, пришедшими с моря – филистимлянами.
   С VIII века до н.э. захвачена Ассирийским царством.
   В VI веке до н.э. завоевана Вавилоном (город в Месопотамии).
   В 332 году до н.э. эти земли завоевывает Александр Македонский.
   В 63 году до н.э. римский император Помпей присоединяет эту территорию к своей империи, и она становится провинцией Иудея.
   В 132-135 гг. разгорается антиримское восстание под управлением Бар-Кохбы. Император Адриан "утопив" это восстание в крови, переименовал территорию Иудеи в Палестину.
   В 614 г. Палестину захватывают персы.
   В 636 г. - мусульмане.
   1066 г. - начало крестовых походов (колонизация европейцами Ближнего Востока и Палестины в частности).
   В 1187 г. Салах-ад-Дин (мусульманский султан) изгоняет крестоносцев из Иерусалима.
   В 1260 г. мамлюк Бейбарс (султан Египта и Сирии) изгоняет крестоносцев из Палестины.
   В 1516 г. мамлюков сменяет османская империя.
   С 1831 - 1841 гг. устанавливается египетское правление Мухаммеда Али (паша Египта).
   В 1798 г. начинается военная компания Наполеона Бонапарта (в то время, французский генерал).
   В 1917 г. генерал Алленби (командующий английским Египетским экспедиционным корпусом) выигрывает сражение при Меггидо и в 20-е г. ХХ века начинается период британского мандата над Палестиной.
   9 ноября 1947 г. на основании резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, был принят план раздела Палестины, предусматривающий прекращение британского мандата и создание на ее территории двух государств – еврейского (Израиль) и арабского (Палестина). Это стало возможным, благодаря поддержке СССР и США.
   14 мая 1948 г. Давид Бен-Гурион (лидер еврейского рабочего движения), провозглашает независимость еврейского государства Израиль.

   Во времена рабовладельческих войн большое количество евреев было рассеяно по странам Азии в качестве рабов.
   В 70 г. н. э. по приказу римского императора Тита почти все евреи из Иудеи были рассредоточены по различным территориям Римской империи.
   Из-за нашествия арабов, под ударами которых рухнула Римская империя, произошла массовая миграция еврев в Европу на Пиренейский и Апеннинский полуострова (в современную Испанию и Италию). Впоследствии, долгие годы пристанищем для большинства евреев были немецкие княжества Тироль и Бавария. Следствием этих миграций стала утрата собственного языка, сохранившегося только как язык отправления религиозных обрядов и обретение новых языков на базе древнетаджикского (язык евреев Средней Азии), древнекаталонского («ладино» — язык евреев Испании, Италии и Болгарии), верхнебаварского диалекта немецкого языка (« идиш» — язык большинства европейских и американских евреев) и т. д.
   Ко времени появления евреев в новых для них странах все земли уже давно принадлежали местным феодалам и евреи вынуждены были оседать только в городах.
   В 14 – 16 вв. германские евреи вынуждены были эмигрировать далее на восток в Ржечь Посполитую ( Польшу, Литву, Украину) и др. страны восточной Европы.
   В середине XVII в. евреи впервые оказались на территории Руси после воссоединения с Украиной и её еврейским населением.
   В 1793 г. к Российской империи отошла часть Польши, Литва и Белоруссия, также заселённые многочисленным еврейским населением.
   В отличие от коренного населения, евреи в Российском государстве сразу же были ограничены в праве свободы избрания места жительства: им разрешалось проживание только в особо указанных регионах, составлявших так называемую «черту постоянной еврейской оседлости». Эта «черта» включала 15 западных и южных губерний на территории современной Белоруссии, Литвы и Польши, а также части Украины. Неоднократными царскими указами евреи категорически запрещалось приобретение земельных участков вне городов и поселков городского типа — местечек. Вследствие этого евреи Российской империи в пределах черты оседлости были обречены на занятия только ремесленничеством, интеллектуальным трудом и торговлей.
   В 1780 г. императрица Екатерина II, в порядке исключения, разрешила евреям купеческого сословия белорусских губерний записываться в купечество городов за пределами черты оседлости, таких, как Смоленск, Курск и даже Москва.
   С 1819 г. право постоянного поселения вне черты оседлости стало распространяться не только на купцов, но и на некоторых ремесленников, в частности, на винокуров (временно, "...до тех пор, пока христианское население России не познает их искусство").
   С 1861 г. это право стало распространяться и на лиц с высшим образованием.
   С 1879 г. - на аптекарских помощников, дантистов, фельдшеров и повивальных бабок.

   По переписи населения 1858 г. в Курской губернии проживало 465 евреев. По переписи 1897 г. — 4355 (0,19% от общей численности), из которых, 1690 евреев проживало в Курске, 195 - в Дмитриевском, 90 - в Фатежском уездах.
   Особенности соблюдения религиозных обрядов иудаизма, а именно: обязательное наличие, по крайней мере, 10 взрослых мужчин для совершения общественного богослужения, — всегда обуславливали необходимость компактного поселения евреев. Учитывая не только религиозные, но и профессиональные интересы, евреи, записанные в ремесленные цеха (порядка 500 человек) и в купеческое сословие Курска, селились компактно в уличных кварталах, прилегающих к Покровскому (ныне Центральный) рынку.
   В 1895 г. ими было получено официальное разрешение на устроение в этом районе первой в Курске синагоги (по ул. Луговой в доме купца В. Д. Бабурина).
   В 1901 г. — второй (по ул. Сосновской в доме купца Жёлудева).
   В противовес корпоративности, насаждаемой религиозной еврейской общиной, значительная часть евреев Курска, в основном из числа молодежи, в начале ХХ в. примкнула к общероссийскому революционному движению, в котором, однако, еврейские революционеры требовали для себя национальной автономии. Этому содействовала волна еврейских погромов, прошедшая осенью 1905 г. по России и не миновавшая Курск.
   19 и 20 октября 1905 г. в Курске местные черносотенцы учинили еврейские погромы, в результате было полностью разрушено 32 дома, в которых проживали евреи, а также разграблено 9 принадлежавших им магазинов.
   Погромы и сопровождавшая их антисемитская компания привели к созданию в России ряда левых партий по национальному признаку. В Курске были зарегистрированы ячейки партий еврейских демократов и еврейских социалистов, которые были настолько многочисленны, что на проходивших в июле 1917 г. выборах в Курскую городскую думу сумели завоевать 6 депутатских мест из 97 (4 места завоевали еврейские демократы и 2 — еврейские социалисты).
   1909-1910 гг. открыта синагога в Ямской слободе, в доме Беляева на ул. Шоссейной (ныне ул. Интернациональная).
   В 1912 г. на улице Сосновской начала действовать Миква (место ритуального омовения), а на углу улицы Пастуховской (ныне ул. Белинского) располагался еврейский дом для престарелых. Было открыто двухклассное еврейское училище, располагавшееся на улице Архангельской, 31 (ныне ул. К. Либкнехта).
   В 1920 г. это училище было преобразовано в еврейскую школу, сначала с 4-классным, позднее с 7-классным обучением.
   В 1914 – 1924 г. в Курске и Курской губернии произошел значительный рост еврейского населения. Первая волна роста численности произошла во время 1-й мировой войны за счет беженцев, из оккупированных немцами Белоруссии и Латвии. Вторая волна связана с ликвидацией черты оседлости [Указ Временного правительства от 20 марта (2 апреля) 1917], что привело к взрывной миграции еврейского населения из западных регионов Российской империи вглубь страны и к быстрому распаду многовекового уклада компактного проживания евреев.
   Приток еврейского населения в Курск и Курскую губернию происходил, в основном, за счет миграции евреев из Белоруссии (возможно, по линии традиционных родственных связей). В эти годы в Курске было организовано еврейское культурное общество «Ха-халуц», при котором (до 1932) функционировала публичная еврейская библиотека.
   Перед началом Великой Отечественной войны (1941-1945) еврейская община Курска по численности была третья в СССР после общин Москвы и Ленинграда.
   В период оккупации Курска немецко-фашистскими войсками, более 2000 евреев были расстреляны.
   По данным переписи 1979 г. в Курске и Курской области проживало 4089 человек еврейской национальности, т. е. евреи были третьей по численности группой населения Курской области после русских и украинцев.
   В Курске и в Курской области родились или работали авиаконструктор М. И. Гуревич, электрохимик Г. Ф. Мучник, зоолог и ботаник Э. Р. Геллер, химик-аналитик М. З. Ямпольский, педагог Л. И. Уманский, ветеринар М. П. Рязанский, врачи Б. И. Ласков, М. Г. Рудицкий, художник И. Н. Ронкин, писатель А. Ю. Кривицкий, композиторы М. И. Блантер и Г. С. Фрид, артист В. Н. Винокур, генерал С. М. Кривошеин.
   В 1980-х и в первой половине 1990-х численность евреев в Курске и Курской области резко сократилась, из-за массовой эмиграции в США, Израиль, Германию, Австралию и др. страны.
   После 1996 г. темпы эмиграции снизились.
   В 1999 г. из Курска, выехали в Израиль 99 человек, в Германию — 37, в США — 22, в Болгарию и Канаду — по 5 человек. Несмотря на уменьшение количества евреев продолжает функционировать еврейский культурный и благотворительный центр "Хэсэд-Барух", одна из комнат которого отведена под синагогу, а также отделение федерации еврейских (хасидских) общин.
   В 1998 г. на пр-т Победы, возле храма св. Георгия Победоносца, на средства еврейской общины, установлен памятник 443-м евреям, расстрелянных летом 1942 г.
   В 2016 г. еврейская община насчитывала около 2000 чел. Курские евреи ведут активную деятельность, каждую неделю проходит встреча Шабата, отмечаются все праздники. Действуют программы: "Молодежный клуб" и "Женский клуб". Проводятся Дни еврейской культуры. На базе синагоги образована еврейская воскресная школа, и детский садик. Особая забота общины - восстановление еврейской части Херсонского кладбища (историческое кладбище в Курске).

    Ш. Р. Гойзман

На главную страницу