ЭРДЕНКО (ЯРДЕНКО или ЭРДЕНКОВ), Михаил Гаврилович [22.XI(4.XII).1885 - 21.I.1940) — скрипач-виртуоз, профессор, засл. деятель искусств РСФСР (1934), композитор и педагог.
   Родился в г. Старый Оскол Курской губернии в семье музыканта. Родители: «...Барановской волости крестьянин Гавриил Васильев Ярденко, законная жена его Прасковья Иванова, оба православного вероисповедания».
   Учился игре на скрипке у отца — скрипача, и «...управляющего оркестром местного Общественного Собрания» Газеты («Курские губернские ведомости» за 1891 г.) начали писать об нём, когда ему было всего 6 лет. Эти публикации связаны с его первыми публичными концертами в Старом Осколе, Харькове.
   На меценатские пожертвования и на деньги, заработанные на концертах, Эрденко поехал в Москву с рекомендательным письмом А. М. Абазы о приёме в музыкальную школу при консерватории с назначением какой-либо стипендии.
   В 1904 г. окончил с золотой медалью Московскую консерваторию по классу скрипки у И. В. Гржимали (в семье которого он жил), затем стал преподавать в музыкальном училище в Самаре.
   В 1905 г. вернувшись в Москву, принял участие в революционных событиях, дирижировал оркестром и консерваторским хором на похоронах большевика Н. Э. Баумана.
   После подавления восстания в Москве Эрденко судили и сослали в Вологду, затем в Архангельскую губернию.
   Как только ему позволили вновь выступать, он едет на Украину, в Донбасс, Среднюю Азию и Кавказ, где наряду с выступлениями в больших городах и престижных концертных залах даёт благотворительные концерты в пользу шахтёров, рабочих и студенчества. Широкая публика, демократическая аудитория с восторгом принимали игру Эрденко. Ему в равной мере были подвластны произведения всего классического скрипичного репертуара и романтической миниатюры. Играя сочинения Баха и Бетховена, Моцарта и Брамса, Шопена и Чайковского, Паганини и Венявского, исключительно чувствуя форму каждого произведения, он умел донести до самых неискушённых слушателей сложнейшую глубину и красоту художественных образов, никого не оставляя равнодушным.
   Чтобы укрепить в себе позиции и взгляды, в 1910 г. он обращается за поддержкой к Л. Н. Толстому и едет к нему в Ясную Поляну.
   Вторым его творческим вдохновителем становится один из крупнейших музыкантов того времени бельгийский скрипач Эжен Изаи, у которого в течение полугода молодой Эрденко берёт уроки в Бельгии, совершенствуя своё мастерство и становясь его творческим другом.
   В 1910 г. Эрденко стал лауреатом (II-я премия) Московского конкурса скрипачей и получил приглашение на профессуру в музыкальное училище Киевского отделения Императорского русского музыкального общества, реорганизованное в 1913 г. году в консерваторию. Одновременно он paсширяет свою концертную деятельность, выступая не только как скрипач, но и как симфонический дирижер, композитор, участник камерных ансамблей. Здесь он издал ноты еврейской молитвы «Кол Нидрэй» в своей обработке, которую до недавнего времени называли просто «еврейской мелодией».
   В Киеве Эрденко попадает в среду великолепных музыкантов, он встречается с С. Рахманиновым и А. Скрябиным, принимает Э. Изаи и О. Фрида, общается с композиторами А. Гречаниновым, Р. Глиером, Н. Глазуновым, профессорами В. И. Сафоновым, Г. Г. Нейгаузом и др. видными музыкантами.
   После Октябрьской революции ведёт активную творческую жизнь,, участвует в ряде совместных выступлений в Харькове и Ростове с Л. Собиновым.
   В 1920 - 1921 гг. Эрденко в Краснодаре организует и возглавляет там музыкально-театральный комитет, создаёт симфонический оркестр и академический хор, открывает драматический и оперный театры, Кубанскую консерваторию, приглашает и вовлекает своих друзей и единомышленников в активную творческую и просветительскую работу.
   Переезд в Москву и концертные выступления на Украине 1922 г. положили начало новой интенсивной творческой деятельности Эрденко в Советском Союзе и за рубежом.
   В эти годы Эрденко много выступал в концертах-митингах на фабриках и заводах, в частях Красной Армии, принял участие в первом радиоконцерте в 1924 г.
   Эрденко не раз гастролировал в Курске - в 1917, 1921 - 1923, 1925 гг.
   С 1923 по 1932 гг. совершил 5 зарубежных гастрольных поездок. В то время артист был первым и единственным представителем советского скрипичного искусства в Японии и Китае (1927 - 1928), в Корее, Польше, Латвии, Литве и Германии. Концерты его проходили с огромным подъёмом и успехом, способствовали сближению и взаимопониманию между народами. Только на прощальном концерте в парке Токио присутствовали свыше 20 тыс. слушателей, и впервые тогда вывесили рядом советский и японские флаги. Такого исключительного успеха там не знал ни один зарубежный исполнитель.
   За большие заслуги в развитии музыкального искусства и энергичную пропаганду его в широких кругах слушателей Эрденко в 1925 г. в числе первых присвоено почётное звание Заслуженного артиста республики, а спустя десять лет - Заслуженного деятеля искусств РСФСР.
   В 1935 г. его пригласили на должность профессора в Московскую консерваторию. Через год поступило предложение дать концерты в Париже, Брюсселе, Лондоне и Амстердаме. Однако увлечённый педагогической, творческой работой и планами гастрольных поездок по стране, он так и не смог найти на это интересное турне времени.
   В 1936 г. в Москве Большим симфоническим концертом исключительно торжественно и празднично отмечен юбилей Эрденко - 50-летие со дня рождения и 35-летие творческой деятельности.
   Эрденко проявил себя и как незаурядный композитор, сочинив "Сонату в старинном стиле" для скрипки и фортепиано, ряд скрипичных пьес, романсов. Он написал каденции к концертам Паганини и Брамса, к сонате Д. Тартини "Дьявольская трель", оставил несколько редакций и транскрипций пьес Шопена, Венявского, Брамса, Поппера, Чайковского, Рахманинова, Алябьева, аккомпанементы к пьесам "Пляска ведьм" и "Этюдам" Паганини.
   Одна из лучших и наиболее популярных среди скрипачей пьес - "Фантазия на темы оперы Кармен" Ж. Бизе. Остались в рукописи 4 романса для голоса с фортепиано, "Русская песня" (для скрипки соло), другие произведения. Была начата работа над оперой "Цыгане".
   Умер в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

   На его родине, в Старом Осколе, старейшей детской школе искусств и одной из улиц старинного города присвоено имя Эрденко. А в год празднования столетия со дня рождения музыканта (1986) в городе учреждён и проведён первый межобластной конкурс молодых скрипачей и виолончелистов, ставший традиционным.

   Ю.В. Патлань.

На главную страницу