ЭЛЕКТРОБУС (электрический автобус) — безрельсовый городской электрический транспорт (уличный), питаемый электроэнергией от аккумуляторных батарей.
   В качестве двигателя в современных электробусах используется система электрических мотор-колёс, что позволяет исключить классические передаточные устройства (кардан, дифференциал, полуоси, и пр.) В качестве аккумулятора используются новые виды накопителей электроэнергии ­— литий-титанатные батареи или ионисторы (иначе суперконденсатор), позволяющие производить быструю подзарядку.

   Впервые прообраз будущего электробуса продемонстрировали на Всемирной выставке 1900 г. в Париже.
   15 июля 1907 г. в Лондоне, компания «London Electrobus Co.», открыла регулярное движение электробусов между Victoria Station и Liverpool Street. Без подзарядки электробус проходил около 40 миль (примерно 64 км), что позволяло делать четыре рейса между конечными остановками. В лондонских электробусах использовались компоненты и батареи французской фирмы «Gould Storage Battery Corporation».
   В 1908 г. по Лондону уже курсировали около 20-ти электробусов.
   В 1917 г. эксплуатация лондонских электробусов прекратилась по причине отсутствия запасных частей, которые перестали производить в связи с разразившейся в Европе Первой мировой войной.

   В России первый электробус (тогда именовался электрический омнибус) собрали в 1902 г. на фабрике «Дукс» в Санкт-Петербурге. С 20-ю пассажирами на борту без подзарядки он проходил до 70-ти км.
   Автором идеи и проекта стал российский изобретатель Ипполит Романов. В Государственной думе проект одобрила и разрешили эксплуатацию транспортного средства в г. Санкт-Петербург. Планировалось построить 100 омнибусов, но недостаток финансовых средств не позволил осуществить проект.

   В XXI в. проблемы окружающей среды и появившиеся новые технологии возродили интерес мирового сообщества к электротранспорту и производству электробусов в частности.
   В 2018 г. согласно отчёту Bloomberg New Energy Finance парк электробусов во всём мире насчитывал около 425 000 машин. Из них примерно 421 000 только в Китае. В Европе насчитывалось около 2 250 единиц и около 300 — в США.
   По прогнозу (всё того же Bloomberg New Energy Finance) к 2025 г. парк электробусов в Китае может превысить 600 000 единиц, в Европе — 12 000, в США — 4700, в Индии — 3700 и более 9000 по всему остальному миру.

   В сентябре 2017 г. Drive Electro (производитель тягового оборудования и аккумуляторов) совместно с КАМАЗ разработали и передали в двухмесячную опытную эксплуатацию в г. Москва электробус КамАЗ-6282. Электробус оснащён литий-титанатными аккумуляторами, рассчитанными на 20 000 полных циклов заряда/разряда. Длительность полной зарядки аккумуляторной батареи составляет 6-20 минут, а заряжать аккумуляторы без подогрева возможно при температуре до -40 °C. Электробус передан вместе со специально разработанной станцией быстрой подзарядки.

   В 2018 г. после успешной эксплуатации модели КамАЗ-6282, Мосгортранс и КАМАЗ заключили контракт на поставку 600 электробусов.
   28 декабря 2021 г. на маршруты Москвы вышел юбилейный 1000-й электробус.

   В 2023 г. в Курск прибыли 10 электробусов КамАЗ-6282, приобретённых в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги», инициированного президентом РФ В.В. Путиным.
   1 декабря 2023 г. первые 10 электробусов вышли на городской маршрут № 7Э «Московская площадь – Онкологический центр». Протяжённость маршрута — 37,8 километров.
   Каждый электробус приспособлен для перевозки маломобильных граждан и оснащён: климат-контролем, медиа-панелями, валидаторами для оплаты проезда, системами видеонаблюдения и подсчёта количества пассажиров.
   Остановки в электробусах объявляются голосом Максима Добророднова — поэта, певца, диктора и обладателя официального рекорда Книги Рекордов России «За самый длительный 24-часовой поэтический онлайн-марафон».
   Одна зарядка аккумулятора электробуса рассчитана на 95 км. пути.
   Вместе с новым транспортом закупили и три зарядные станции, две из которых ультрабыстрые — время зарядки — 25 минут. Две зарядные станции установлены на конечных остановках маршрута, а одна, способная заряжать 6 электробусов одновременно, в депо.
   Все электробусы оформлены в бренд «Курский транспорт». На бортах машин нанесена надпись «Электробус».
   19 декабря 2023 г. в Курск, для проведения испытаний, прибыл электробус новой модификации с динамической подзарядкой аккумулятора, т.е в процессе движения по маршруту для заряда используются троллейбусные провода.
Курский электробус. 2023 г.


   Ист: из открытых источников.

На главную страницу