ЧЕРНЯХОВЦЫ — племена, носители т. н. черняховской археологической культуры, пришедшие с юга во II в. до н. э. на Курские земли в Посеймье и Попселье и потеснившие жившие здесь племена венедов.
   Своё название получили по первому месту нахождения и исследования в 1899 г. археологом В. В. Хвойкой могильника у с. Черняхов на Киевщине. Могильник был весьма необычен — два ритуала погребения: кремация и ингумация, посуда гончарная, серолощеная, резко отличающаяся от иных памятников начала новой эры.
   Черняховцы жили на огромных пространствах степной и лесостепной части Украины, Молдавии, Польши, Румынии и России.
   Курские земли стали самой северной границей ареала расселения этих племён. Селения черняховцев лежат преимущественно в бассейне реки Суджа (приток Псла) и Снагость, и открыты Ю. А. Липкингом и Э. А. Сымоновичем.
   Основная часть поселений черняховцев — неукрепленные селища, расположенные вблизи воды. Жилища, как правило, полуземляночные с глинобитными плетеными стенами столбовой конструкции, иногда — наземные.
   Погребальный обряд двойственный — есть погребения как по обряду кремации, так и по обряду ингумации.
   По мнению Сымоновича Э. А. и Гея О. А. (1993), изменения в погребальном обряде связаны с принятием частью черняховцев христианства.
   В Курской области исследованы могильники на территории Суджанского района (Замощанская дюна) и Курчатовского района (Успенское), где в ямках или в поставленных в ямки сосудах захоронен прах умерших — пережженые кальцинированные кости.
   Разрушенный могильник на дюне напротив села Успенки, найденный Ю. А. Липкингом в начале 1950-х гг. принес уникальную находку — слегка попорченную жарким погребальным костром античную гемму II века новой эры римской работы с изображением женщины, вооруженной копьем. Гемма эта экспонируется в одной из витрин Курского областного краеведческого музея.
   Говоря о погребениях черняховцев нельзя не упомянуть о так называемых Старосуджанских кладах. Находки эти, несмотря на прочно закрепившееся в литературе название, сделаны близ села Большой Каменец на территории нынешнего Большесолдатского района.
   Вот как о них повествует Ю. А. Липкинг (1971): "В 1918 году крестьянин... собирал в логу недалеко от ручья Каменца и грузил на телегу камни для хозяйственных построек. Внезапно лошадь провалилась в узкую яму глубиной более метра. В этой яме и оказалось то, что после получило известность под именем Первого Старосуджанского клада".
   Об этой находке почти десять лет не знал никто, кроме местных крестьян. Из предметов, находившихся в яме, сохранились серебряный кувшин византийской работы с изображением девяти муз, серебряный конский нагрудник-фаллар с четырьмя маскаронами — изображениями человеческих лиц, бронзовое ведро, золотые нашивные бляшки на одежде.
   По рассказам очевидцев были там, кроме того, золотые браслеты, кольца, шейная гривна и еще какие-то украшения...
   О «кладе» стало известно только в 1927 г., когда в том же селе обнаружена новая находка. Почти в центре села, у ручья, у подножия холма перед сельской школой, случайно найдены, "... золотая цепь длиной около двух с половиной метров, золотая шейная гривна и два великолепной работы браслета со змеиными головами...". Место находки обследовали известные московские археологи В. А. Городцов и В. А. Мацулевич, узнавшие и о событиях 1918 г. С помощью милиции удалось вернуть науке серебряные кувшин и фаллар.
   Ранее, (в 1849) в Обоянском уезде так же найден крестьянами «клад» (вероятно разрушенное богатое погребение), часть которого спасена от расхищения и доставлена впоследствии в Исторический Музей в Москве (ныне — ГИМ): золотые бляшки-нашивки и шейная гривна боспорской работы, а так же стеклянная чаша с изображением танцующей девушки.
   Вероятно, что все это — остатки уничтоженных крестьянами богатых, поистине уникальных погребений черняховцев.
   Во время археологических разведок (1961) Ю. А. Липкингом обнаружены несколько селищ черняховцев у сел Каменец и Заломное, в которых имелась как лепная, так и круговая (очень часто чернолощеная, с затейливыми прочерченными орнаментами) керамика. Это — горшки, корчаги и пифосообразные сосуды, миски, кувшины, кубки, кружки. Попадали в черняховские поселения и античные амфоры — их обломки встречены и при раскопках Э. А. Сымоновича под Курском.
   Вещевой материал необычайно разнообразен — застежки-фибулы из железа, бронзы, серебра, бусы из бронзы, стекла и стеклянной пасты, глины, мергеля, янтаря, кости и бронзы, игральные кости, амулеты-обереги, гребни.
   Многочисленны и орудия — в первую очередь сельскохозяйственный инвентарь (серпы, косы, мотыжки, железные наральники) и вращающиеся жернова от ручных мельниц, а так же долота, топоры, ножи (и, естественно, точильные камни) и др. Известны так же пряслица и грузики для вертикальных ткацких станков.
   Антропологи Т. И. Алексеева и Т. С. Кондукторова пришли к выводу, что черепа черняховцев имеют большое сходство с черепами скифов. Однако культура черняховцев столь сложна и многообразна, что не может «выведена» исключительно из позднескифской. Вероятнее всего черняховцы были многонациональны.
   Кроме части праславян в сложении этой культуры участвовали и готы, и даки, и сарматы, накладывая свой отпечаток на традиции, но не доминируя в них.
   Как именно шёл этот процесс единения разных этнических групп ученым предстоит ещё выяснить.
   С северными соседями — венедами, судя по явным признакам торговли и взаимному расположению поселений, черняховцы вполне ладили.
   Академик Б. А. Рыбаков относит черняховцев к антами, упоминающимися в письменных источниках I тысячелетия новой эры.
   Черняховцы прекращают свое существование на рубеже IV и V веков в результате вторжения гуннов.
   Имя «Анты», вероятно, переходит на группу населения с изменившимися после вторжения гуннов традициями материальной культуры.

    А. А. Чубур

На главную страницу